Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


«Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!»

Белорусские летчики отвели падающий самолет от жилых домов. Ценой собственной жизни

УСПЕТЬ ЗА ШЕСТЬДЕСЯТ СЕКУНД

Местные жители в Барановичах до сих пор не могут прийти в себя. Неделю назад громкий взрыв раздался буквально в нескольких метрах от жилых домов, огонь и черные клубы дыма…. Место падения военного самолета Як-130 – крошечная поляна между двухэтажками, где обычно паркуются машины. Летчики подвели машину «точечно», ювелирно выполняя свою работу до последних секунд. Майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко погибли.
Сослуживцы рассказывают, когда пилоты заметили неисправность системы дистанционного управления, до последнего пытались выровнять самолет и увести его от людей. С момента отказа приборов и практически полной потери контроля до столкновения с землей прошло шестьдесят секунд.

Все это время в наушниках парней раздавалась команда диспетчера «Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!». По протоколу экипаж обязан покинуть самолет, но тогда боевая машина упала бы на жилые дома. Летчики приказ не выполнили. Был момент, когда самолет на секунду возобновил управление, это дало им надежду, что они справятся. Попытались направить его в обратную от города сторону, к аэродрому. Но все тщетно...

- Экипаж продолжал бороться и ему удалось перейти на резервную систему управления, - раскрывает подробности Игорь Голуб, командующий ВВС и войсками ПВО Вооруженных Сил Беларуси. - Это позволило стабилизировать направление полета, но не высоту. Она продолжала стремительно падать.

Александр Лукашенко выразил соболезнования семьям погибших летчиков и держит на личном контроле ход расследования крушения в Барановичах. Точная причина катастрофы до сих пор неизвестна. Только версии. Разобраться специалистам помогут два «черных ящика», найденных на месте крушения. Предварительная расшифровка говорит, что аварийная ситуация произошла с самолетом еще над аэродромом.

Эксперты признают: летчики сработали максимально профессионально. Иначе трудно даже предположить, сколько могло бы быть жертв. Впрочем, в Барановичскую больницу доставили пациента. У мужчины, который оказался неподалеку, диагностирован перелом предплечья.

piloty.JPG

ОБЩЕЕ ГОРЕ

К месту крушения самолета жители Барановичей пошли с первых минут. Импровизированный мемориал у храма Жен-Мироносиц появился буквально через три часа. Цветы несли военные, представители общественных организаций, обычные люди.

Никиту Куконенко небо манило с детства. В Военной академии на авиационном факультете он с товарищами осваивал управление учебно-тренировочного Як. Сначала с инструктором, потом самостоятельно. Зимой Никита стал героем телесюжета «ВоентТВ».

- В конце учебы я очень уверенно себя чувствовал за штурвалом самолета, — с горящими глазами рассказывал парень. - Мне нравился Як-130: маневренный, скоростной, многофункциональный. В нем испытываешь чувство свободы, полета.

В этом году лейтенант хотел стать летчиком третьего класса. В сентябре Никите исполнилось бы 23 года.
Андрей Ничипорчик пошел в авиацию по стопам отца. Он один из основателей пилотажной группы «Белая Русь», которая входит в 206-й центр подготовки летного состава в Лиде. Тридцатитрехлетний летчик первого класса без труда справлялся с боевыми заданиями любой сложности, в любое время суток, при различных погодных условиях. Он поднимал в небо Як-52, Л-39, Су-25, Як-130, был награжден медалью «За безупречную службу». Не раз участвовал в воздушных парадах и демонстрационных полетах, военных учениях в Беларуси и за рубежом. Последние годы он в роли инструктора готовил на Як-130 молодых пилотов.

Андрей был счастливым отцом, Никита недавно женился… В последний путь белорусских героев проводили с оркестром и оружейными залпами. Прощание с погибшими пилотами прошло в пятницу на территории авиабазы в Лиде, где они служили. Андрея Ничипорчика похоронили на аллее военных местного кладбища. Никиту Куконенко - в родном Полоцке.

ПОВТОРЕНИЕ СОБЫТИЙ

МАЙ ТРАГИЧЕСКИЙ

25 лет назад, в мае 1996 года, в окрестностях Барановичей погиб подполковник Владимир Карват, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й ИАБ. Его самолет загорелся из-за технической неполадки, стал неуправляемым. Карвату поступил приказ катапультироваться. У него была возможность спастись, но тогда горящий самолет рухнул бы на жилые дома…

Владимир Карват стал первым, кому было присвоено звание Героя Беларуси. В Минске и деревне Арабовщина есть улицы имени Владимира Карвата. Имя летчика носят школы № 182 Минска и брестская № 8, в которой он учился.

ФОТО: СК Беларуси, Минобороны РБ