Был настоящим коммунистом
На 101-м году ушел из жизни член последнего Политбюро ЦК КПСС Егор Лигачев
Егор Кузьмич многим запомнился фразой "Борис, ты не прав!". ФОТО: РИА Новости
Его биография типична для послевоенной советской номенклатуры. Технарь по образованию, он окончил МАИ, но по специальности проработал всего год. После пошел по партийно-комсомольской линии.
Его взлет в кремлевскую стратосферу начался с должности секретаря Новосибирского обкома по пропаганде и агитации. Дальше - выше. Уже в 1965 году он - первый секретарь Томского обкома КПСС. По нынешней табели о рангах, считай, губернатор.
Егор Лигачев очень многое сделал для региона. С ним связано развитие нефтегазового комплекса области, преображение города в целом. Крестьянский сын, он прекрасно понимал значение образования. Именно при нем местный университет превратился в один из ведущих вузов страны, в ТГУ стремилась поступить молодежь со всего Союза. Но одно дело руководить регионом и совсем другое, когда полем твоей деятельности оказывается вся страна.
На периферии, Лигачев, надо сказать, засиделся. И в число партийных небожителей вошел только в 1983 году. По инициативе Юрия Андропова его наконец переводят в Москву, на должность завотделом ЦК КПСС. На тот момент ему исполнилось 63, но он был полон сил. Кипел идеями и никогда, как истый большевик, не отступал от линии партии. Даже свою главную ошибку, которая, по мнению многих экспертов, предрешила крах СССР, пробив огромную дыру в бюджете, он совершил, уверенный тогда в своей правоте. Речь - о печально знаменитой антиалкогольной кампании. Лигачев, как считается, был ее основным мотором-вдохновителем. И лишь спустя годы, когда Союз уже почил в бозе, Егор Кузьмич признает, что тогда они дали лишку:
- Мы в Политбюро хотели избавить народ от векового недуга. Но мы заблуждались. Чтобы справиться с пьянством, нужны годы активной, умной антиалкогольной политики. Нависла угроза разрушения СССР. Здоровым силам стало не до борьбы с пьянством. Не судите нас…
Парадокс, но именно антиалкогольная кампания заложила основы будущего даже не малого, а мелкого предпринимательства. Расплодились водочные спекулянты-надомники, многие из которых даже сколотили приличное состояние. Они, пожалуй, единственные, для кого борьба с зеленым змием обернулась благом.
Зато как главный по идеологии Егор Кузьмич сработал в плюс. Сам тонкий ценитель поэзии, он любил запрещенного Гумилева. Благодаря Лигачеву оковы цензуры ослабли. Властителями дум стали журналы, чьи тиражи подскочили до миллионных. Народ запоем глотал то, что было прежде крамолой: «Жизнь и судьбу» Гроссмана, «Солдата Чонкина» Войновича, «Остров Крым» Аксенова, «Детей Арбата» Рыбакова, «Мы» Замятина». Отдельными книгами стали выходить стихи Высоцкого. С полок наконец достали и запустили в прокат фильмы Германа «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин», «Агонию» Климова, «Комиссара» Аскольдова.
А еще Егор Кузьмич запомнился фразой «Борис, ты не прав!», брошенной им в адрес Ельцина на партконференции в 1988-м за отход, как считал Лигачев, от линии Политбюро. Хотя с тем же Горбачевым, как вспоминали очевидцы, Лигачев не раз отчаянно спорил, упрекая за уступки Западу, за форму и методы реформ, предупреждал о негативных последствиях. Говорил в глаза что думал, как настоящий коммунист. И никогда не плел подковерных интриг, оставаясь предельно честным и порядочным. Он до конца верил в идеи социализма-коммунизма и служил им, как мог.