Легенда № 34
Российское танкостроение отметило столетний юбилей. Знаменитому Т-34 - больше восьмидесяти. Еще в начале Великой Отечественной его начали собирать в Нижнем Тагиле
РОБОТЫ НЕ ВКАЛЫВАЮТ
Каждый второй «смертоносный сюрприз», как называли его фашисты, в годы войны сходил с конвейера Уралвагонзавода (входит в корпорацию Ростех). Главный танковый конвейер страны без устали работает и сейчас. В легендарном 130-м сборочном цехе все залито ярким светом.
- Кипит работа? - спрашиваю у мужиков.
- Кипит-кипит, - отвечают хором.
Одновременно здесь может находиться несколько десятков танков. Мастерская настолько огромна, что конца и края не видать.
Сборка в несколько этапов. Все начинается с доставки корпуса и башни. Мы проходим мимо конвейерной линии, где устанавливаются тяжелые обрезиненные металлические катки, гидроамортизаторы, ленивцы - колеса для направления гусеницы во время движения танка.
- Роботы здесь не вкалывают, все делается людьми, - поясняют инженеры.
Двигатель танка и трансмиссия расположены в кормовой части, которая больше напоминает глубокую ванну. Все системы монтируют вручную - топливные, водяные… «Жилами» же боевой машины служат метры проводов.
- А это уже процесс сборки электрооборудования, отвечающего за управление танком, - показывают мастера.
На смену «тридцатьчетверкам» давно пришли новые поколения боевых машин. Сегодня с завода выходят самые современные, модернизированные Т-72 «Урал».
На вооружение их приняли в семидесятых годах прошлого столетия. И до сих пор они верой и правдой служат во многих странах мира. Теперь Т-72 стал еще надежнее и маневреннее. Танкостроители установили цифровую систему управления огнем, автомат сопровождения цели, мощный двигатель, позволяющий на большой скорости преодолевать любые препятствия, добавили и прочности корпусу.
Главный танковый конвейер страны. ФОТО: Александр Котельников.
На УВЗ гордятся:
- Стопроцентное поражение управляемой ракетой на расстоянии до пяти километров!
Убедиться лично могут все зрители Армейских игр. На танковом биатлоне ему нет равных. Обновленные гусеничные машины приняты на вооружение и в Беларуси. В канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Синеокую было поставлено еще пять танков Т-72Б3.
- По договору о военно-техническом сотрудничестве между Россией и Беларусью мы ведем активную работу - модернизируем бронетанковое вооружение для Минобороны РБ. Постоянно обсуждаем с белорусскими коллегами новые перспективы, тенденции и разработки в сфере военной бронетехники. В июне отправимся на международную выставку вооружения и военной техники MILEX 2021 в Минск, - рассказал генеральный директор концерна «Уралвагонзавод» Александр Потапов.
СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ
В 1931 году в Нижнем Тагиле начали строить завод по производству железнодорожных вагонов. Тогда ни у кого и в мыслях не было, что через пять лет после его открытия в экстренных условиях здесь придется развернуть сборку Т-34.
Стратегическую задачу поставили в сентябре 41-го - надо помочь фронту. Она казалась невыполнимой. Но смогли. На руку сыграла огромная территория завода - шестьсот гектаров, свое металлургическое производство, ТЭЦ, цеха, спроектированные по американской технологии конвейерного типа. Плюс эвакуация двенадцати предприятий из Москвы, Харькова и Мариуполя. Осилили! 18 декабря первый танк был сдан, еще за две недели на передовую отправились двадцать пять. До конца войны общее число собранных «тридцатьчетверок» увеличится в тысячу раз.
Но мало выпустить, танк предстояло сделать лучше.
От конструкторов потребовали сократить детали, имеющие второстепенное значение, перейти на холодную штамповку материалов, разработать замену дефицитным изделиям и многое другое. Уже к январю 42-го довоенный вариант Т-34 лишился 1265 деталей, а в чертежи было внесено 770 изменений. В 43-м инженеры внесли еще 638 изменений.
- В отличие от сторонников всяких заумных решений, мы исходили из того, что конструкция должна быть проста, не иметь ничего лишнего, случайного и надуманного. Сделать сложную машину всегда легче, чем простую, которая не каждому конструктору по плечу, - напишет в воспоминаниях главный конструктор завода Александр Морозов.
Макет танка Т-34. ФОТО: Ольга Пермякова
Упростили и процесс изготовления бронированных деталей. Если раньше один комплект станок изготавливал за 280 часов, то в годы войны - всего за 62. Позаботились и об экипаже - увеличили место, пересмотрели расположение снарядов. В 1943 году все тяжеловесы получили рации.
Уральские «тридцатьчетверки» как яичную скорлупу разбивали вражеские позиции. Фактически каждая вторая боевая машина в Красной армии была родом из Нижнего Тагила. Позже у немцев появились «Тигры», «Пантеры», но в противоборстве двух мировых танковых школ советская победила.
У вражеских машин был большой минус - сложная ходовая часть. При любом повреждении их приходилось эвакуировать в глубокий тыл. Нашу же «тридцатьчетверку» можно было отремонтировать прямо на поле боя.
«ВЫПОЛНИМ ПЛАН НАЗЛО ГИТЛЕРУ»
- Куда собрались? План горит, а ну за работу, - скомандовал после окончания смены 31 декабря 1942 года начальник медницкого цеха пятнадцатилетним девчонкам. Они готовили трубки для топливной системы.
- А давайте, девчонки, назло ему выполним план! - размазывая по щекам слезы из-за сорвавшегося праздника сказала бригадир Таня Бревнова.
- Кому? - округлили глаза подружки.
- Гитлеру!
В новогоднюю ночь план был перевыполнен на тысячу процентов. За это девчонок наградили килограммом шоколадных конфет - невидаль по тем временам. А они, не взяв ни одной, отправили все на фронт.
Мальчишки тогда просились на передовую, но им отвечали: у вас здесь своя война.
Всего на заводе работали четыре тысячи подростков. Самому младшему - восемь, еще сотне не было и четырнадцати.
- На бронекорпусном производстве автосварщиков ребят ласково называли «механизированный детский сад», - улыбается научный сотрудник выставочного комплекса УВЗ Светлана Неймышева.
Сперва они были на подхвате: подносили детали, инструменты, работали курьерами, а с годами вырастали в профессионалов. Центровщики, например, устанавливали двигатели в танки.
Стиснув зубы, наравне со взрослыми стояли у заводских станков и конвейерных линий не меньше двенадцати часов. А хрупкая 26-летняя Ефимия Уздемир вообще управляла тридцатитонным молотом!
- Единственная в стране женщина-кузнец. Сама была с характером, успела и в одном цеху, и в другом себя попробовать, но не сработалась с коллективом. А вот мастер кузнечного цеха в нее поверил. И не ошибся. Ефимия выдавала стахановские показатели. К концу войны вместо шестисот деталей за смену изготавливала пять тысяч! - восклицает экскурсовод.
Девчонки после смены еще и бегали в госпиталь, расположенный в бывшей школе, и помогали раненым. Вязали носки, варежки, шили одежду и отправляли на фронт.
На УВЗ работают целыми поколениями. ФОТО: Ольга Пермякова
СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
В ЧЕМ СИЛА, УРАЛ?
Местные говорят, что надежную бронезащиту могут создавать только настоящие люди. Это знание передают из поколения в поколение. У династии Кузнецовых-Ложкиных общий стаж работы уже перевалил за пятьсот лет.
У тридцати тысяч человек, или у каждого одиннадцатого нижнетагильца, трудовая книжка лежит в УВЗ. Александр Ложкин по профессии токарь-карусельщик. Сейчас на пенсии.
- Всю жизнь на заводе проработал. Пятнадцать лет стоял «на машине». Мы так называем танковый цех. Знаете, всегда гордость брала, когда они сходили с конвейера. Это же сила, мощь, рождение конструкторской мысли! - говорит он.
Здесь же, у токарного станка, встретил супругу - Тамару Андреевну.
Сегодня дело родителей продолжают дети.
- Мама и папа много рассказывали о своей работе, а мне в детстве было интересно слушать о танках, вагонах. И всегда хотелось хоть одним глазком заглянуть в цех, - вспоминает начальник участка ремонта промышленных печей Андрей Ложкин. - Но предприятие режимное, так просто не пройдешь. Я мог лишь прибегать вечерами к заводу, чтобы встретить их.
Турникет проходной «капитулировал» перед ним в 1997 году. Андрей только-только демобилизовался из армии и, не теряя зря времени, отправился в отдел кадров.
- Я помнил, как отца вызывали из отпусков, потому что работы много было. Но меня это не пугало, наоборот, радовало. Сперва взяли огнеупорщиком, после окончания техникума стал мастером цеха. Получил высшее образование и перешел на инженерную должность.
Андрей Ложкин и семь десятков человек его коллектива отвечают за бесперебойную работу порядка четырехсот печей завода, в том числе и мартеновских. Горячий металл не прощает ошибок.
- Вот только что мы загрузили вагонные оси, температура в печи 960 градусов! Бывает, что мы по шесть дней ждем ее остывания для плановой проверки.
В ремонтно-механическом цехе, где чинят конвейеры металлургического производства и все остальное, токарем четверть века работает брат Андрея Илья.
- Мы здесь ремонтируем все: от конвейеров металлургического производства до втулок, - сказал как отрезал Илья Ложкин. - Работа нескучная, каждый день что-то новое, могу три детали разные за смену сделать. Сейчас даже проще во многом стало, чем 25 лет назад или когда я приходил на практику во время учебы в техникуме. Все меняется, совершенствуется.
Глава династии Кузнецовых-Ложкиных Андрей пришел на завод в 1938 году, а в 42-м уже был мобилизован на фронт, попал в плен и домой вернулся только в ноябре 45-го. А уже в январе - снова на предприятие.
Общий трудовой стаж семейства - 540 лет!
- Было время, когда на заводе семнадцать человек из нашей семьи работали одновременно, - вспоминает старший сын главы династии Василий. - Только я 54 года отработал, жена - тридцать лет, средний брат - пятьдесят...
Династия Кузнецовых-Ложкиных. ФОТО: Ольга Пермякова
Сложно было на заре девяностых. Страна разваливалась, новых заказов нет, да и заплатить за уже готовую продукцию государство не могло. Приходилось рассчитывать только на подсобное хозяйство. У УВЗ были теплицы, сажали картошку, разводили карпов, работал колбасный цех, даже розы выращивали.
- Такой вкусной колбасы больше никогда не ела. Хорошее подспорье! Под зарплату брали и так жили, - вступает в разговор жена Василия Андреевича Людмила. - Сплошь натуральное хозяйство - выращенное и приготовленное обменивали даже на постельное белье!
- Нужно было как-то удержать кадры, ведь за один день специалиста не подготовишь. Но обстановка, конечно, тяжелая. Руководство часто менялось. Только к 2001 году начали приходить в себя. Помню, как директор Николай Малых помотался по миру, по предприятиям, - решал, что делать. Лишь бы не допустить закрытия производства - уже на грани были. Но пережили, выстояли, - вспоминает Василий Кузнецов.
УВЗ остался на плаву. Постепенно стали возвращаться заказы, цеха получали новые станки, зарплаты начали расти.
ЦИФРА
52 149 танков в годы войны выпустили шесть советских заводов. Это абсолютный и никем не побитый рекорд в мире.