Граница на замке
На белорусской границе сегодня настоящий технологический бум. Это признают даже зарубежные эксперты. Во всех пунктах пропуска работает автоматизированная система пограничного контроля. Электронная база данных значительно сократила время оформления и улучшила качество проверки. Появились мобильные лаборатории оперативного реагирования, не имеющие аналогов в СНГ. В считанные минуты с помощью суперсовременной аппаратуры специалисты распознают радиоактивный груз. С такой же оперативностью принимается решение о дальнейшей судьбе товара. В результате вместо нескольких дней груженая фура задерживается на границе лишь на несколько часов.
– В текущем году на модернизацию белорусского участка прибалтийской границы выделено 190 миллионов российских рублей, а финансирование всей программы обустройства внешней границы Союзного государства до 2011 года обойдется в 1,4 миллиарда рублей, – проинформировал председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Игорь Рачковский.
За счет союзных средств в этом году планируется начать строительство шести объектов и продолжить возведение военного городка в Гродно. Помимо средств из союзного бюджета деньги на обустройство границы выделяют различные международные структуры. На Западе крайне заинтересованы в том, чтобы союзная граница стала непреодолимым барьером для наркотрафика, нелегальных мигрантов и прочего криминала.
За десять лет по линии международной технической помощи пограничникам было выделено более 25 миллионов долларов. На эти деньги проведена демаркация границы с Литвой и Латвией, развернуто 10 мобильных пограничных застав на границе со странами Евросоюза и Украины, завершено создание автоматизированной системы пограничного контроля, реконструирован кинологический центр, создается сеть центров временного содержания нелегальных мигрантов и лиц, ищущих убежища.
Усиливается и технический компонент пограничной безопасности. Особое внимание уделяется авиации. Сейчас в распоряжении белорусских пограничников находится четыре российских вертолета Ми-8. Машины, безусловно, надежные, однако больно уж габаритные и расходные, тогда как граница требует более легких и маневренных «вертушек».
Взвесив все «за» и «против», остановились на вертолете AS-355 немецко-французской компании «Еврокоптер». Вместе с пилотом он способен взять на борт пять пассажиров, но при этом очень экономичен. В ближайшие два года планируется закупить четыре таких вертолета. Воздушное патрулирование позволяет оперативно пресекать незаконный перегон сельхозтехники, вырубку леса на границе, а также контрабандный ввоз товаров с сопредельной территории.