Они сражались за Родину
Все знают про Сталинград и оборону Москвы. В последние годы мы узнали об ужасах Ржевского направления. Но помимо этих сражений каждый день советские воины совершали подвиги. Без боев за Витебск и Калинин (нынешняя Тверь) Победы могло и не быть
До войны Витебск был крупным промышленным центром. Больше двухсот швейных, трикотажных, мебельных и обувных фабрик. Сто восемьдесят тысяч жителей... Ко дню освобождения, 26 июня 1944-го, - всего 118 выживших.
Тем, кто оставался наедине с немецкой властью, выдавали пропуска для перемещения по городу, появилось еврейское гетто и несколько концлагерей. Самое жуткое место - здание политехникума: там находился немецкий карательный отряд.
Освободить Витебск не удавалось три года. На руку немцам играло то, что в Беларуси много рек и у них изрезанное русло. В этих изгибах они и занимали плацдарм.
23 июня 1944 года началась операция «Багратион». Решили окружить основные силы восточнее Минска, чтобы затем полностью освободить Беларусь. Витебская операция была одним из первых этапов. В наступление пошла 39-я армия. На помощь бойцам пришли партизаны, авиация и... внезапность нападения. Несмотря на приказ Гитлера «Ни в коем случае не сдавать Витебск», немцам пришлось отступать.
После освобождения приехали союзники, да только махнули рукой:
- Мертвая земля! Все разрушено! Город не восстановить.
Но американцы ошиблись - люди стали возвращаться домой. Уже к концу Великой Отечественной в Витебске было больше пятидесяти тысяч жителей.
БУДЕТ ПОДМОГА - ХОРОШО
Поворот войск на Калинин немцы назовут роковой ошибкой. Но это будет потом. Сперва город заняли легко: от Ржева до него не было советских войск. Уже в октябре 41-го немцы обосновались как хозяева - ввели комендантский час и спецпропуска. Нарушителей не раздумывая расстреливали. Тела так и бросали на улицах, чтоб другим было неповадно.
Все два месяца оккупации не прекращались бои. Но силы сначала, пока не пришло подкрепление, были слишком неравны.
- Обороняться будете с тем составом, который есть. Прибудут остальные части - хорошо. Не прибудут - все равно это не снимает с нас ответственности за судьбу города. Никаких резервов сейчас нет. Я распоряжусь, чтобы подкрепили маршевой ротой и отрядом слушателей военно-педагогического института, - приказал командир Калининского фронта маршал Конев командиру дивизии Петру Телкову.
В начале декабря Красная армия прорвала передовую линию немецкой обороны и освободила несколько деревень под Калинином. Через две недели подошли к восточной окраине.
Приблизили победу бойцы 21-й танковой бригады. Ее спешно сформировали во Владимире. К Калинину пришло всего несколько уцелевших советских машин.
В освобожденный город приехал военный корреспондент, автор «Повести о настоящем человеке» Борис Полевой (в Калинине он провел детство):
- Глаз никак не может привыкнуть. Город изуродован. Сожжено самое красивое здание - Екатерининский путевой дворец. Огнем истреблены целые улицы. Каменные строения стоят без окон, исклеванные снарядами, местами полуразрушенные.
Отступая, фашисты уничтожили электросети, взорвали мосты, забрали с собой медные провода трамвайных линий. Но город, как и Витебск, зажил новой жизнью, как только на родину вернулись калининцы.