Школу перепишут «набело»
Белорусская школа вспоминает советский опыт и отказывается от разделения на профили, 12-летнего обучения и гимназических классов. С сентября дети будут учиться по единой для всех одиннадцатилетней программе. Ожидается, что глава государства придаст этому решению законную силу, подписав декрет «О некоторых вопросах общего среднего образования» в ближайшие недели.
Инициатором пересмотра постулатов идущей в Беларуси уже 10 лет школьной реформы стал первый заместитель главы Администрации Президента Беларуси, академик Анатолий Рубинов.
По его мнению, реформа породила неразбериху в учебных планах и переполох в головах родителей, а также подготовила почву для расцвета репетиторства. Сегодня в Беларуси никто не знает наверняка, каким должен быть объем знаний выпускника, потому что один молодой человек оканчивал обычную школу, второй учился в профильном классе, третий – в гимназическом, четвертый выбрал школу с уклоном… В общем, чтобы ребенок после школы поступил в избранный вуз, родители стараются с младых ногтей определить его в учебное заведение посерьезнее. А сами школы словно состязаются друг с другом, стремясь ответить на запросы самых требовательных родителей. Состояние здоровья ребенка в этой гонке за баллами и знаниями отходит на второй план. Поэтому в гимназии, лицейские и профильные классы как-то незаметно вернулась шестидневка. 60 процентов белорусских школ вели в минувшем году уроки по субботам, хотя формально у школьников – пятидневная учебная неделя!
– Между тем в советские времена учеными становились не выпускники элитных столичных спецшкол, а провинциалы, жители отдаленных регионов, – говорит Анатолий Рубинов. – Потому что для ученого важен не багаж знаний, а фантазия и творческое начало. То есть качества, которые развиваются, когда у ребенка есть время играть, бегать по улицам, читать сказки, рисовать солнце и строить замки из песка.
С академиком Рубиновым трудно спорить, по крайней мере, в одном: на старших курсах вузов никто не отличит бывшего столичного гимназиста от выпускника малокомплектной деревенской школы. Профессионализм и успешность человека во взрослой жизни не определяются количеством изученных на углубленном уровне предметов. Они зависят от наличия или отсутствия у него творческого начала, ради развития которого, собственно, и затевалась десять лет назад школьная реформа. Ведь она ставила своей целью личностно ориентированное обучение. Какая дорога бывает выстлана благими намерениями – другой разговор.
Слова Анатолия Рубинова первыми услышали те, кому они были нужнее всего, – уставшие волноваться за конкурентоспособность и здоровье детей родители. В социологических опросах они дружно высказались за сокращение количества школьных лет и решительный возврат к пятидневке, высвобождение школьной программы от «второстепенных» предметов и дублирующих друг друга тем.
Государственные мужи идею возврата к 11-летке тоже одобрили: сокращение трудоспособного возраста граждан на год при 12-летке выливается в колоссальные убытки. Правда, разговоры о необходимости увеличить пенсионный возраст после этого не утихли.
Не выплеснуть бы ребенка!
Каждый нормальный родитель хочет, чтобы его дитя училось поменьше, отдыхало побольше, но при этом без проблем поступило в вуз на международные отношения и со временем защитило докторскую.
Поэтому в других странах мира нет практики обсуждать реформы образования с широкими слоями населения. Народу просто доводят до сведения решения специалистов. Беларусь пошла своим путем.
Дискуссия вокруг школьных нововведений обрела особую остроту, когда в нее включились учителя. Практики отстаивали свое право довести начатое до конца и просили отложить решение о судьбе школы на два года. Когда пройдут первые массовые выпуски 12-летки, можно будет оценить результат реформы воочию.
Учителя так и не согласились с отменой профильного обучения на старшей школьной ступени. Специалисты, в отличие от родителей, знают, что профильное обучение – здоровьесберегающая технология, потому что избавляет ученика от необходимости зубрить не нужные лично ему предметы. Самый яркий пример преимуществ профильного обучения – Лицей БГУ, воспитанники которого неизменно представляют Беларусь на международных предметных олимпиадах. В лицее пятидневка, старшеклассники не перегружены занятиями, но 99,9 процента выпускников поступают в вузы.
Другое дело, что соблюсти принцип социальной справедливости на старшей ступени при профильном обучении невозможно. Представьте себе деревенскую школу, в которой всего 8 старшеклассников. Двое из них выбирают физико-математический профиль, двое – гуманитарный, один – химико-биологический… Ну и как им организовать изучение профильных предметов на углубленном уровне?!
– Школа должна учить по единой программе, – рассказал о своем видении социальной справедливости Анатолий Рубинов. – Все, что ранее составляло профильный компонент, будет изучаться на добровольной основе. Кружки и факультативы будут работать во второй половине дня, а для старшеклассников – еще и по субботам. Для школьников они будут бесплатными. А вот учителям эти часы будут оплачиваться так же, как основные.
Сертификаты попали в «десятку»
Десятибалльная система оценивания и централизованные испытания для абитуриентов оказались самыми бесспорными из нововведений последних лет.
Судьбу централизованного тестирования решали вузы: каждый из них ответил на вопрос, как повлияли централизованные испытания на уровень абитуриентов. Университеты и академии сошлись во мнении, что качество первокурсников скорее улучшилось, чем ухудшилось. А отбор стал более прозрачным, спокойным и справедливым. К десятибалльной системе ученики, родители и педагоги просто привыкли: по их мнению, она ничем не хуже и не лучше пятибалльной.
Судя по почте Министерства образования, Администрации Президента и ведущих газет, педагоги обеспокоены не судьбой ЦТ, а пересмотром школьной программы. Один из последних разработанных Министерством образования вариантов предполагает сокращение количества уроков истории (и полное исчезновение истории Беларуси!), пения, исчезновение предметов «Отечественная и мировая художественная культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности», сокращение с трех до двух количества уроков физкультуры в неделю...
О количестве учителей, которые нынешним летом ищут себе новую работу, пока ничего не известно. Но такие точно есть: по иронии судьбы, вторая специальность, которую получали в вузах учителя ОиМХК, – пение или изобразительное искусство. То есть именно те, изучение которых тоже сокращается.
Точку в обсуждении самых спорных моментов на очередном совещании по школьным вопросам поставил глава государства:
– Школа перейдет на одиннадцатилетку, не дожидаясь окончания эксперимента с двенадцатилетним образованием, то есть уже с 1 сентября 2008 года. Чиновники уверяют, что десятиклассники, которые обучаются по программе 12-летки, «при поддержке учителей смогут получить полноценное образование и подготовиться к поступлению за год вместо предполагаемых двух».
– Школы по-прежнему смогут организовывать дополнительное изучение предметов естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, эстетической, спортивной и иной направленности, а также обеспечить профессиональную подготовку на базе учебно-производственных комбинатов. Однако это будет делаться в форме факультативных занятий. Министерство образования, по словам президента страны, вправе предусмотреть систему аттестации учащихся и включать в документы об образовании сведения о количестве добровольно освоенных на углубленном уровне предметов.
– Лицеи и гимназии останутся, а вот лицейские и гимназические классы будут ликвидированы. Статус гимназий и лицеев имеют всего 9 процентов школ, но 45 процентов школ ввели лицейские и гимназические классы. Во избежание возобновления «телефонного права» контроль набора в лицеи и гимназии будет такой же строгий, как и приема в вузы.
– Мы создаем справедливую, предоставляющую своим ученикам равные возможности, простую и понятную систему общего среднего образования, – считает Анатолий Рубинов.
По его мнению, на этот раз школу «перепишут» набело.