САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Школу перепишут «набело»

Белорусская школа вспоминает советский опыт и отказывается от разделения на профили, 12-летнего обучения и гимназических классов. С сентября дети будут учиться по единой для всех одиннадцатилетней программе. Ожидается, что глава государства придаст этому решению законную силу, подписав декрет «О некоторых вопросах общего среднего образования» в ближайшие недели.

Белорусская школа вспоминает советский опыт и отказывается от разделения на профили, 12-летнего обучения и гимназических классов. С сентября дети будут учиться по единой для всех одиннадцатилетней программе. Ожидается, что глава государства придаст этому решению законную силу, подписав декрет «О некоторых вопросах общего среднего образования» в ближайшие недели. Нас всех учили понемногу
Инициатором пересмотра постулатов идущей в Беларуси уже 10 лет школьной реформы стал первый заместитель главы Администрации Президента Беларуси, академик Анатолий Рубинов.
По его мнению, реформа породила неразбериху в учебных планах и переполох в головах родителей, а также подготовила почву для расцвета репетиторства. Сегодня в Беларуси никто не знает наверняка, каким должен быть объем знаний выпускника, потому что один молодой человек оканчивал обычную школу, второй учился в профильном классе, третий – в гимназическом, четвертый выбрал школу с уклоном… В общем, чтобы ребенок после школы поступил в избранный вуз, родители стараются с младых ногтей определить его в учебное заведение посерьезнее. А сами школы словно состязаются друг с другом, стремясь ответить на запросы самых требовательных родителей. Состояние здоровья ребенка в этой гонке за баллами и знаниями отходит на второй план. Поэтому в гимназии, лицейские и профильные классы как-то незаметно вернулась шестидневка. 60 процентов белорусских школ вели в минувшем году уроки по субботам, хотя формально у школьников – пятидневная учебная неделя!
– Между тем в советские времена учеными становились не выпускники элитных столичных спецшкол, а провинциалы, жители отдаленных регионов, – говорит Анатолий Рубинов. – Потому что для ученого важен не багаж знаний, а фантазия и творческое начало. То есть качества, которые развиваются, когда у ребенка есть время играть, бегать по улицам, читать сказки, рисовать солнце и строить замки из песка.
С академиком Рубиновым трудно спорить, по крайней мере, в одном: на старших курсах вузов никто не отличит бывшего столичного гимназиста от выпускника малокомплектной деревенской школы. Профессионализм и успешность человека во взрослой жизни не определяются количеством изученных на углубленном уровне предметов. Они зависят от наличия или отсутствия у него творческого начала, ради развития которого, собственно, и затевалась десять лет назад школьная реформа. Ведь она ставила своей целью личностно ориентированное обучение. Какая дорога бывает выстлана благими намерениями – другой разговор.
Слова Анатолия Рубинова первыми услышали те, кому они были нужнее всего, – уставшие волноваться за конкурентоспособность и здоровье детей родители. В социологических опросах они дружно высказались за сокращение количества школьных лет и решительный возврат к пятидневке, высвобождение школьной программы от «второстепенных» предметов и дублирующих друг друга тем.
Государственные мужи идею возврата к 11-летке тоже одобрили: сокращение трудоспособного возраста граждан на год при 12-летке выливается в колоссальные убытки. Правда, разговоры о необходимости увеличить пенсионный возраст после этого не утихли.

Не выплеснуть бы ребенка!
Каждый нормальный родитель хочет, чтобы его дитя училось поменьше, отдыхало побольше, но при этом без проблем поступило в вуз на международные отношения и со временем защитило докторскую.
Поэтому в других странах мира нет практики обсуждать реформы образования с широкими слоями населения. Народу просто доводят до сведения решения специалистов. Беларусь пошла своим путем.
Дискуссия вокруг школьных нововведений обрела особую остроту, когда в нее включились учителя. Практики отстаивали свое право довести начатое до конца и просили отложить решение о судьбе школы на два года. Когда пройдут первые массовые выпуски 12-летки, можно будет оценить результат реформы воочию.
Учителя так и не согласились с отменой профильного обучения на старшей школьной ступени. Специалисты, в отличие от родителей, знают, что профильное обучение – здоровьесберегающая технология, потому что избавляет ученика от необходимости зубрить не нужные лично ему предметы. Самый яркий пример преимуществ профильного обучения – Лицей БГУ, воспитанники которого неизменно представляют Беларусь на международных предметных олимпиадах. В лицее пятидневка, старшеклассники не перегружены занятиями, но 99,9 процента выпускников поступают в вузы.
Другое дело, что соблюсти принцип социальной справедливости на старшей ступени при профильном обучении невозможно. Представьте себе деревенскую школу, в которой всего 8 старшеклассников. Двое из них выбирают физико-математический профиль, двое – гуманитарный, один – химико-биологический… Ну и как им организовать изучение профильных предметов на углубленном уровне?!
– Школа должна учить по единой программе, – рассказал о своем видении социальной справедливости Анатолий Рубинов. – Все, что ранее составляло профильный компонент, будет изучаться на добровольной основе. Кружки и факультативы будут работать во второй половине дня, а для старшеклассников – еще и по субботам. Для школьников они будут бесплатными. А вот учителям эти часы будут оплачиваться так же, как основные.

Сертификаты попали в «десятку»
Десятибалльная система оценивания и централизованные испытания для абитуриентов оказались самыми бесспорными из нововведений последних лет.
Судьбу централизованного тестирования решали вузы: каждый из них ответил на вопрос, как повлияли централизованные испытания на уровень абитуриентов. Университеты и академии сошлись во мнении, что качество первокурсников скорее улучшилось, чем ухудшилось. А отбор стал более прозрачным, спокойным и справедливым. К десятибалльной системе ученики, родители и педагоги просто привыкли: по их мнению, она ничем не хуже и не лучше пятибалльной.
Судя по почте Министерства образования, Администрации Президента и ведущих газет, педагоги обеспокоены не судьбой ЦТ, а пересмотром школьной программы. Один из последних разработанных Министерством образования вариантов предполагает сокращение количества уроков истории (и полное исчезновение истории Беларуси!), пения, исчезновение предметов «Отечественная и мировая художественная культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности», сокращение с трех до двух количества уроков физкультуры в неделю...
О количестве учителей, которые нынешним летом ищут себе новую работу, пока ничего не известно. Но такие точно есть: по иронии судьбы, вторая специальность, которую получали в вузах учителя ОиМХК, – пение или изобразительное искусство. То есть именно те, изучение которых тоже сокращается.
Точку в обсуждении самых спорных моментов на очередном совещании по школьным вопросам поставил глава государства:
– Школа перейдет на одиннадцатилетку, не дожидаясь окончания эксперимента с двенадцатилетним образованием, то есть уже с 1 сентября 2008 года. Чиновники уверяют, что десятиклассники, которые обучаются по программе 12-летки, «при поддержке учителей смогут получить полноценное образование и подготовиться к поступлению за год вместо предполагаемых двух».
– Школы по-прежнему смогут организовывать дополнительное изучение предметов естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, эстетической, спортивной и иной направленности, а также обеспечить профессиональную подготовку на базе учебно-производственных комбинатов. Однако это будет делаться в форме факультативных занятий. Министерство образования, по словам президента страны, вправе предусмотреть систему аттестации учащихся и включать в документы об образовании сведения о количестве добровольно освоенных на углубленном уровне предметов.
– Лицеи и гимназии останутся, а вот лицейские и гимназические классы будут ликвидированы. Статус гимназий и лицеев имеют всего 9 процентов школ, но 45 процентов школ ввели лицейские и гимназические классы. Во избежание возобновления «телефонного права» контроль набора в лицеи и гимназии будет такой же строгий, как и приема в вузы.
– Мы создаем справедливую, предоставляющую своим ученикам равные возможности, простую и понятную систему общего среднего образования, – считает Анатолий Рубинов.
По его мнению, на этот раз школу «перепишут» набело.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  2. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  3. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  4. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  5. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  6. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  7. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  8. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  9. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград
  10. Александр Лукашенко назначил уполномоченных представителей Главы государства в областях и Минске
  11. Глобальный компьютерный сбой по всему миру нарушил работу авиакомпаний, банков и операторов связи
  12. Минобороны сообщило об уничтожении за ночь 19 БПЛА над регионами РФ
  13. Володин выступил в Национальной Ассамблее Никарагуа с речью о дружбе и сотрудничестве двух стран
  14. Зеленский набросился на Вэнса из-за его слов об Украине
  15. Володин рассказал, как ужесточат контроль за миграцией в РФ

МНЕНИЯ

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

Америка не может постоять за себя

Павел Родионов

А что же Трамп? Колесит по стране, мочит конкурента.

Найди отличия

Павел Родионов

Полосатое знамя над Пенсильванией

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также