Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Забуксовали на дороге

Развитию СНГ мешает отсутствие разветвленной дорожной сети и проблемы с общими рынками товаров и услуг

По проселочным дорогам даже почтальонам не проехать. ФОТО: РИА Новости

ПОКА ДАЛЕКИ ОТ ИДЕАЛА

Тридцать лет существования СНГ доказали востребованность этой организации, сказал Григорий Рапота на международном экономическом форуме, приуроченном к грядущему юбилею Содружества. Есть видимые успехи и спорные моменты, мешающие развитию.

- СНГ - это огромная, местами слабо заселенная территория, которая может развиваться только в условиях интенсивной транспортной сети. А мы пока далеки от идеала. Транспорт - это общение людей, развитие экономики, образования. У нас в Пермской области, например, около семисот населенных пунктов, где живет меньше ста человек. И таких деревень много в России, Казахстане, в других республиках. Только Беларусь выпадает из этого ряда, потому что более компактная страна. Развитие отрасли повлияет на важнейшие сферы. Хорошие дороги и школьные автобусы позволят детям учиться в отдаленных школах, где уровень образования выше. Это медицина: скорая помощь, доставка врачей, возможность лечиться в наиболее квалифицированных стационарных учреждениях. Это борьба с природными и другими катаклизмами и развитие туризма, - сказал он.

Пока же транспортная сеть СНГ развивается медленно. Григорий Рапота предложил проанализировать ее состояние и заняться проблемой всерьез. Тем более учитывая, что СНГ - транзит между Востоком и Западом. Сейчас по территории стран Содружества в Европу отправляется меньше пяти процентов китайских грузов. Но потенциал перевозок значительно больше.

- Высокоскоростная автомобильная дорога международного класса, проходящая через регион, автоматически увеличивает ВРП на 6 - 9 процентов. Это восполняемый экономический ресурс, - сказал он.

Странам-участницам нужно скооперироваться для развития транспорта, считает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. По его словам, у бизнеса много претензий в этой сфере, среди них - задержки на границах при транзитных перевозках, разница в тарифах и сложности расчетов.

БЕЛАРУСЬ У РУЛЯ

В этом году в СНГ председательствует Беларусь. Республика добивается режима свободной торговли товарами и услугами без барьеров и расширяет промышленную кооперацию.

- Мы можем отличаться друг от друга по уровню экономического потенциала, наши взгляды на ряд вопросов могут быть разными, но главное - народы наших стран желают соседствовать дружно, и это наделяет нас особой ответственностью, - сказал вице-премьер РБ Игорь Петришенко.

Беларусь собирается провести работу по упрощению административных процедур в торговле, уделить пристальное внимание вопросам технического регулирования и стандартизации, транспорта, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, углублению сотрудничества в области инвестиций, инноваций.

- Находясь под негативным влиянием пандемии коронавируса и не исключая его очередных вспышек, призываем государства - участники СНГ укреплять сотрудничество, не замыкаться по «национальным квартирам» и не усиливать протекционизм в торговле. Вместе мы сможем больше, вместе проще преодолеть экономическую рецессию и связанные с ней социальные потрясения, - подчеркнул Игорь Петришенко.

Вице-премьер России Алексей Оверчук согласился, что один из приоритетов - развитие Зоны свободной торговли. Для этого создали проект соглашения о свободной торговле услугами в СНГ. Подписать его собираются уже в этом году. Он напомнил, что Договор о ЗСТ начал действовать в сентябре 2012-го между Беларусью, Россией и  Украиной. Потом присоединились Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Узбекистан. Украина и Россия в 2016-м действие договора приостановили. Создание свободной зоны позволило отменить экспортные пошлины.

инфогрф.jpeg

ТОРГОВЫЙ ГОД

СПРАВИЛИСЬ С ВЫЗОВАМИ

Евразийский экономический союз показал меньшее падение, чем ЕС.

Прошлый год был сложным для всех стран без исключения. Но наши государства продолжают работать над совместными проектами в промышленности, автомобилестроении, энергетическом машиностроении и цифровизации. Идет создание общего рынка электроэнергетики.

Пример успешного взаимодействия стран - Евразийский экономический союз, который стал в пандемию главной площадкой для координации действий между государствами.

Падение ВВП к уровню составило всего 3,9 процента. Это меньше, чем в Евросоюзе, где снижение составило 7,2 процента, Германии - 5,4 процента и Великобритании - десять процентов.

При этом показатель уровня жизни - ВВП на душу населения по паритету покупательской способности остался на уровне 2019 года - 27,7 тысячи долларов.

Несмотря на непростой год, в Союзе некоторые отрасли экономики показали рост. Промышленность - на 0,4 процента, сельское хозяйство - на 2,3 процента.

- Это очень важно, поскольку в этих отраслях, особенно в обрабатывающей промышленности, сконцентрированы высокоэффективные рабочие места, а агропромышленный комплекс - это еще и продовольственная безопасность, - сказал Михаил Мясникович.

Внутри ЕАЭС торговля шла гораздо активнее, чем за его пределами. Между странами-участницами она, к сожалению, сократилась на одиннадцать процентов. А с другими государствами просела почти вдвое сильнее - на 20,9 процента.

ЕСТЬ ИДЕЯ

СИМВОЛ БУДУЩЕГО

Григорий Рапота предположил, что для развития интеграции в Союзном государстве нужна общая символика. Выбрать ее можно через открытый конкурс, как это сделал Евразийский экономический союз:

- Тогда победила молодая девушка, которая предложила наиболее интересный символ. Он до сих пор существует. Почему бы и сейчас не объявить конкурс, если есть заинтересованность со стороны России и Беларуси. Технологически это сделать не так сложно.

Действительными членами СНГ являются Россия, Беларусь, Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Узбекистан. Ассоциированные члены - Туркменистан и Украина, которая не подписала договор.