«Папа, я хочу быть таким, как ты...»
Помните эпизод из замечательного, ставшего культовым фильма «Офицеры», где комэск, бывший поручик старой армии, спокойно и с чувством какого-то невероятного достоинства наставляет юного обладателя «рабоче-крестьянских красных шаровар» Алексея Трофимова?.. ФОТО Александра ПЛОТНИКОВА
ФОТО Александра ПЛОТНИКОВА «Кто-то гордился происхождением, кто-то – богатством, а мы всегда гордились профессией... Есть такая профессия, взводный, – Родину защищать...»
Что ж, прав был доблестно павший в бою бывший поручик. Родина наша, своими землями, своими несметными богатствами, никогда не давала покоя соседям, ближним и дальним. «Не раз, не два за семь веков, оружьем новеньким сверкая, к нам шли ряды чужих полков». Последнее военное лихолетье опустошило страну, но все ж сдюжили, выстояли – «они бежали с русских нив, оружье на пути теряя и мертвецов не схоронив...»
...В январе 1943 года войска Закавказского фронта вышибли фашистов из Ставрополя. Оккупация и война оставили после себя голод, разруху, осиротевших детей. Последнее, наверное, самое страшное. Без детей у государства нет будущего.
Символично для Ставрополя, что буквально через несколько дней после освобождения города, 21 января 1943 года, Совет Народных комиссаров СССР принял постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Особое внимание уделялось детям войны.
Для обустройства, обучения, воспитания детей воинов Красной армии, партизан, а также тех, чьи родители погибли от рук оккупантов, в стране было организовано девять суворовских училищ по типу старых кадетских корпусов с закрытым пансионом для воспитанников. Одно из них было открыто и в Ставрополе. Сегодняшних ставропольских кадет можно считать преемниками тех, первых, суворовцев военной поры. А это были настоящие парни, настоящие мужчины с большой буквы!..
...Из заявления о приеме в Ставропольское суворовское Павловского Владимира Илларионовича: «...образование – 5 классов. Год рождения – 1929. Воспитанник стрелкового полка, сейчас нахожусь в Подлужном детском доме». Но самое потрясающее, что на груди у мальчишки – медаль «За Отвагу», негласно считавшуюся в пехоте Георгиевским крестом, а на погонах – лычки младшего сержанта!
Армию, где четырнадцатилетние сержанты завоевывают Георгиевские кресты, победить нельзя!..
Сыновья положивших живот за Отечество воинов, сыновья замученных партизан и подпольщиков, да и просто голь перекатная военного лихолетья – скольких приняло под крыло Ставропольское суворовское, скольким дало путевку в жизнь!..
А потом наступили времена Великого Кукурузника, который влегкую собирался «догнать и перегнать» и обещал всему миру показать «кузькину мать». Первой эту самую «мать» увидела Советская армия. Сотни тысяч офицеров были вышвырнуты в никуда, а на заводах по утилизации автогенами резали стратегические бомбардировщики. Не обошла чаша сия и военные училища, в том числе и мальчишеские, суворовские. В 1962-м Ставропольское суворовское было расформировано. Его воспитанники для окончания обучения были направлены в Свердловское, Воронежское, Калининское и Новочеркасское училища, которые о ту лихую для армии пору не попали под генсековский каблук.
Мальчишек в алых погонах Ставрополь снова увидел в сентябре 2002 года.
Тогда было принято решение устроить на базе 31-й городской школы-гимназии, что на улице Васильева, Кадетскую казачью школу имени генерала Алексея Петровича Ермолова.
Кстати, «та ещё» была школа!.. Улица Васильева находится на северо-востоке Ставрополя, в традиционно рабочем районе, где коэффициент социально-нравственного благополучия всегда зависел от того, как работают промышленные предприятия. Когда началась затеянная знаменитым земляком перестройка, рабочие районы Ставрополя взвыли вместе со всей страной. Признаками «ветра перемен» стали хрустящие под ногами на школьном дворе шприцы и, извиняюсь, презервативы... Да еще само месторасположение располагало к процветанию дурной вольности: одними окнами типовое школьное здание выходит на сонный жилой массив, другими – на лес. Школа быстро обрела сомнительную славу, многих учеников родители потащили отсюда кого куда.
Поэтому хозяйство новому первому директору кадетов, отставному офицеру Игорю Тютюнникову, досталось, как говорится, «ещё то».
На помощь пришла администрация края и города и Терское казачество, взявшее патронат над новыми кадетами особым указом войскового атамана Василия Бондарева.
Очень быстро из желающих стать кадетами выстроилась очередь. Но...
Абы кого сюда не берут. Ставропольская кадетка чтит традиции и соблюдает преемственность поколений: императорские кадетские корпуса – суворовские училища – современное возрожденное кадетство. Как и в прежние времена, преимущественным правом при зачислении в школу пользуются дети офицеров, сложивших голову за Отечество. Я не случайно говорю именно «дети», а не сыновья. Потому что в Ставропольской кадетке есть и девчонки, причем немало.
Например, Оксана Мезенцева, в прошлом году сдавшая выпускные экзамены.
...Полковнику Владимиру Мезенцеву, служившему в 46-й дивизии внутренних войск, до окончания командировки в Чечне оставалось два дня. Внезапная ориентировка разведки: «По такому-то адресу скрывается матерый боевик». Полковник, хоть уже мог сам этого и не делать, лично возглавил группу захвата. Операция успешно завершилась, бандита взяли. А на обратном пути машина Мезенцева попала в засаду. Кинжальные автоматные очереди – в упор. Владимир Николаевич принял одну из них, закрыв своим телом мальчишку, солдата-срочника, чуть старше доченьки Ксюши...
«Батяня-комбат, ты сердце не прятал за спины ребят...» В Ставрополе уже был подписан приказ о назначении полковника Мезенцева командиром отдельного разведывательного батальона...
«Ксюш... Ну в общем... – здоровые мужики, не знавшие, куда деть руки, потупились перед хрупкой девочкой, – не приедет больше папка...»
«Папа-а!..» – и словно мир рухнул в огромных, в пол-лица карих глазах...
«Я хочу быть военной, – скажет потом Оксанка при поступлении в кадетскую школу. – Я хочу быть, как папа».
В школе, как и положено любому военно-учебному заведению, большое внимание уделяется спорту. Например, здесь стал уже традиционным турнир по рукопашному бою памяти погибшего в Дагестане десантника Александра Зацепина. Есть и кросс памяти полковника Мезенцева.
Ксюха очень хотела победить на кроссе памяти своего отца, неслась как могла и, уже выигрывая, упала, подвернув ногу. Но, закусив до крови губу, все-таки доковыляла до финиша. «Я хочу быть, как папа...»
У пятнадцатилетних кадетов Стаса и Максима Орловых, братьев-близняшек, отец-десантник тоже погиб в Чечне. И они тоже хотят быть, как папа. Помимо кадетки, ребята занимаются в военно-патриотическом клубе «Русские Витязи». Закаляют себя физически и духовно, а недавно участвовали в экспедиции «Витязей» по установлению Православного креста в горах, там, где смертью храбрых пал их отец, гвардии капитан Орлов. Мальчишки тащили на себе тяжеленный чугунный крест, когда даже взрослые выбивались из сил...
Школа не только кадетская, но еще и казачья, а потому должна давать и особые, специфические знания степных конников, когда-то лучшей кавалерии Европы. Этим занимается атаман Ставропольского округа Терского казачьего войска Михаил Серков.
По окончании Ставропольской кадетки ее питомцы, обучающиеся, кстати, в специализированных классах – летном, десантном и МЧС, – отправляются в уже традиционно «дружественные» училища – Краснодарское летное, Ставропольский филиал Краснодарской академии МВД, Военно-морской инженерный институт в Санкт-Петербурге, Голицынский институт Федеральной пограничной службы и, конечно, в знаменитое Рязанское десантное...
«Делай как должно и – будь что будет...» – этот девиз Алексея Петровича Ермолова, покорителя Кавказа, чье имя нынче носит Ставропольская кадетка, ребята забирают с собой во взрослую жизнь. Жизнь, где главные мерила ценности не роскошные лимузины, ночные клубы и племенные жеребцы из школы Ксюши Собчак, а покой Отечества, настоящая дружба и великие слова, право произносить которые надо не только заслужить, но и не уронить на всю оставшуюся жизнь: «Честь имею!»
Потому что – «папа, я хочу быть таким, как ты...»
Александр ЧУДАКОВ,
наш спецкор
Ставрополь