ЦИК заявляет
– Бородой мне своей, что ли, поклясться, что предстоящие выборы в Госдуму будут честными? Эту фразу председателя Центризбиркома Владимира Чурова, брошенную на пресс-конференции, на все лады комментировали многие СМИ... ФОТО ИТАР - ТАСС
Эту фразу председателя Центризбиркома Владимира Чурова, брошенную на пресс-конференции, на все лады комментировали многие СМИ...
ФОТО ИТАР - ТАСС Жалобы – мешками
В самом деле, почему у нас последние годы все выборы непременно сопровождаются огромным количеством жалоб? И прежде всего на ЦИК? Региональные, парламентские, президентские. В каком только мухляже его не упрекают! И в требованиях от местных избирательных комиссий обеспечить «контрольные цифры». И в присвоении государственной автоматизированной системы «Выборы», с помощью которой, мол, можно запрограммировать любой расклад голосов. И в откровенной нелюбви к некоторым партиям и личностям.
После выборов 2 декабря некоторые партии напрямую обвинили ведомство В. Чурова в том, что тот просто не «не пустил их в Думу». Одна из партий, прошедших в нижнюю палату, по сей день критикует ЦИК за «игнорирование многочисленных сигналов о фальсификациях итогов голосования». В Генпрокуратуру идут жалобы на подтасовки, продолжаются попытки оспорить итоги выборов в Верховном суде. Хотя еще никому не удалось отменить выборы, признанные Центризбиркомом законными. А почему, собственно?
Сегодня масла в огонь подливают и гуляющие по СМИ откровения некоторых председателей местных избирательных комиссии, которые будто весьма заинтересованы в победе кандидата в президенты Д. Медведева уже в первом туре. Тогда, мол, члены региональных комиссий получат солидные премии из средств, отпущенных на второй тур.
Главы международных миссий – наблюдателей ОБСЕ и ПАСЕ – тоже постоянно озвучивают сомнения в организации российских избирательных кампаний. И это тоже камушки в огород председателя ЦИКа.
Вопрос: почему в Европе и США после выборов не слышно жалоб на массовые фальсификации итогов голосования? Там тоже есть оппозиционные партии, есть проигравшие и обиженные, но они не сомневаются в объективности подсчета голосов и не грозят своему ЦИКу Верховным судом...
– Да потому что там нет такого «министерства по выборам», каким является российский ЦИК с его громадными карательно-репрессивными полномочиями, – считают специалисты. – Там организацию избирательной кампании и наблюдение за ее ходом поручают или МВД, или каким-либо временным общественным органам. Разве общество будет само на себя жаловаться?
Выше народа?
– После каждой избирательной кампании начинаешь задумываться, нужен ли нам такой Центризбирком, который порой видит свою задачу не в обеспечении равных возможностей всех кандидатов, а в том, чтобы под разными предлогами снимать с дистанции «лишних», – поделилась депутат Госдумы четырех созывов Нина Останина.
По Конституции, напомнила она, высшим и единственным источником власти в России является народ. И для формирования своего представительного органа – той же Госдумы – в каком-либо посредничестве вроде бы не нуждается.
Практика ЦИКа, по мнению экспертов, пронизана стремлением «не пущать». Вместо того чтобы обеспечить как можно более широкое представительство во власти различных слоев и категорий населения.
Недавно Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал незаконным отказ в регистрации Ю. Скуратова кандидатом в депутаты Госдумы на выборах еще 2003 года. Он был выдвинут по Бурятскому одномандатному округу, однако республиканский избирком снял его с выборов, сославшись на «неполные сведения о занимаемой должности». Оказывается, экс-генпрокурор, указав место работы – и.о. завкафедрой конституционного права Государственного социального университета, утаил, что является профессором этого университета. Всего лишь.
Изучив обстоятельства дела, страсбургские судьи пришли к выводу, что решение об отказе Ю. Скуратову в регистрации «не было основано на важных и достаточных причинах и находится в разладе с неоспоримыми фактами». В связи с этим суд признал нарушение Россией статьи 3 протокола 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, требующей «проводить свободные выборы в условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа».
По вердикту суда российские власти должны выплатить Ю. Скуратову 8 тысяч евро компенсации да еще 12 тысяч евро судебных издержек. Правда, выдадут их из кармана российских налогоплательщиков, а не конкретных нарушителей избирательных прав истца.
Пример посвежее: ЦИК отказал в регистрации кандидатом в президенты бывшему члену политбюро ЦК КПСС О. Шенину. Оказывается, «не представил справку с места работы», хотя тот утверждал обратное. Работает в международной организации, хотя по статусу – пенсионер.
– Допустим, моя справка по каким-то параметрам не удовлетворяет ЦИК, – усмехается Шенин, – так скажите, какую нужно, – дел-то на пять минут. Почему же сразу обухом по голове?
Ответов на подобные вопросы г-н Чуров предпочитает не давать. Если О. Шенин обратится за защитой прав в Страсбург (что и собирается сделать), очередной проигрыш России обеспечен.
И репутации нашей страны будет нанесен очередной удар. Кому это на пользу?
Отметая сомнения
ЦИК был создан указом Б. Ельцина от 29 сентября 1993 года для проведения выборов в Госдуму и Совет Федерации. Документ готовился явно в спешке, в момент острого конфликта ветвей власти.
Более-менее функции Центризбиркома были прописаны спустя десятилетие – в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав…», принятом Госдумой в 2002 году. Но и здесь ничего не сказано об ответственности его членов за проведение честных и демократических выборов. Не прописана и ответственность избиркомов всех уровней за достоверность и фальсификацию итогов голосования.
Специалисты по международному праву предлагают: если мы действительно движемся в сторону Европы, нам необходимо заменить ЦИК институтами гражданского общества. Способными организовать и проконтролировать любые избирательные кампании.
Чтобы была исключена сама возможность усомниться в результатах волеизъявления российских граждан.