Акулы из «крысиной гавани»
По мнению президента Ассоциации морских капитанов Дальнего Востока России Петра Осичанского, если бы корабль просто затонул (а ряд экспертов высказывали такое предположение), то на поверхности моря обязательно остались бы спасательные плоты и специальные буи, подающие сигналы SOS. Но ничего такого обнаружено не было. Поэтому наиболее вероятная версия – нападение пиратов.
Прошла всего неделя – и новое ЧП. У берегов Сомали бандой морских разбойников был захвачен российский буксир «Свицер Корсаков» с шестью членами экипажа на борту. За освобождение моряков бандиты потребовали крупный выкуп.
– Вряд ли стоит ожидать, что вопрос возвращения экипажа и корабля решится в короткие сроки, – считает вице-президент Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук. – Надо понимать, что выкуп – это не только деньги, переданные непосредственно пиратам, но и другие расходы, связанные с распутыванием кризисной ситуации. Компании-судовладельцу придется нанимать профессиональных переговорщиков и переводчиков. Не так просто решить такую задачу и для страхового агентства. Выплата крупной суммы потребует времени для подготовки необходимой документации. Вообще, надо заметить, что оба последних ЧП с российскими судами случились как раз в тех районах, которые среди моряков давно пользуются дурной славой. Это Юго-Восточная Азия и Восточное побережье Африки. В этих местах пираты чаще, чем где-либо еще, нападают и грабят проходящие мимо суда.
Головорезы со связями
Самое время задаться вопросом: кто же они – корсары ХХI века?
По данным Международной морской организации, современное пиратство подразделяется на три вида. Первый – это мелкие дикие шайки, вооруженные ножами и пистолетами, которые укрываются на побережье в так называемых «крысиных гаванях». Как правило, они не покушаются на захват самого корабля, а ограничиваются лишь судовой кассой или частью груза. Быстро перебрасывают добычу на свои катера и удирают.
Второй вид уже посерьезнее. Это банды по 100-200 человек, вооруженные буквально до зубов: автоматами, крупнокалиберными пулеметами, гранатометами. В отличие от разной флибустьерской мелочи, эти головорезы действуют крайне дерзко и зачастую жестоко. Взяв на абордаж корабль, они нередко истребляют весь экипаж. Например, в 1998 году в Тайваньском проливе одна из таких банд захватила индонезийский сухогруз «Такарра» с экипажем 23 человека. Чтобы не оставлять свидетелей, пираты просто обезглавили всех до единого членов команды, а тела выбросили за борт.
Наконец, третий вид – это международные организованные группы, которые специализируются на захвате кораблей с особо ценными грузами. В своих операциях помимо богатого оружейного арсенала они используют современную спутниковую навигацию и средства связи. Плюс ко всему обладают хорошо налаженной агентурной сетью и обширными связями во властных эшелонах различных стран.
При некоторых издержках – вроде уголовного наказания, а то и смертной казни – пиратство становится все более привлекательным и доходным ремеслом. По мнению экспертов Международного центра по борьбе с пиратством (CIFP), сегодня легче взять на абордаж торговое судно, чем ограбить банк. Не случайно глобальный ущерб от пиратства с каждым годом неумолимо растет. Сегодня, по оценкам специалистов CIFP, он составляет уже порядка 50 миллиардов долларов. В некоторых регионах планеты морской разбой давно стал традиционным способом заработка, а реализация захваченной добычи – частью местной экономики.
Чаще всего пираты грабят сухогрузы, танкеры и рыболовные суда. Не гнушаются и частными прогулочными яхтами. А в июле 2006 года у берегов Сомали (примерно в том же месте, где они взяли на абордаж «Свицер Корсаков») корсары впервые попытались захватить круизный лайнер «Сиборн спирит», шедший в 20 километрах от берега. Разбойники настигли лайнер на быстроходных катерах и начали обстреливать из автоматов, требуя от капитана застопорить ход.
Но капитан не растерялся и приказал матросам применить против нападавших так называемую акустическую пушку. Ее звук буквально оглушил бандитов. На какое-то время они потеряли ориентацию. А лайнер прибавил ход и, круто развернувшись, ушел в открытый океан. Догонять его еще раз разбойники не решились.
– Пираты практически не обращают никакого внимания на флаг, под которым идет то или иное судно, – поясняет Игорь Ковальчук. – Их жертвой может стать корабль из любой страны, за исключением, пожалуй, только Китая. Причина элементарна – китайцы игнорируют международные соглашения, запрещающие иметь оружие на торговых судах. Поэтому в сейфах у китайских капитанов на всякий пожарный припасены не только «калаши», но и базуки с противотанковыми гранатометами.
Пиратам это хорошо известно, поэтому они не решаются атаковать китайские суда. Кстати, в международных морских кругах не раз уже звучали предложения сделать подобную практику повсеместной и вооружать команды коммерческих судов по примеру китайцев. Но эксперты справедливо опасаются, что на пиратских катерах в ответ немедленно появится более мощное вооружение. Вплоть до ракетных комплексов. И это приведет лишь к обострению и без того сложной ситуации на морских торговых путях.
Кто остановит флибустьеров?
Как показывает практика, наиболее эффективным средством борьбы с пиратами был и остается военно-морской флот. В советское время наши моряки проводили даже специальные контрпиратские операции в различных регионах мирового океана. В этих операциях использовались так называемые суда-ловушки. В результате на дно были пущены сразу несколько флибустьерских флотилий. Суровый урок пошел корсарам впрок и отбил у них охоту нападать на суда под флагом СССР. Тем более что в то время наши боевые корабли несли постоянное дежурство во всех районах наиболее оживленного международного судоходства и в случае ЧП могли быстро и жестко разобраться с морскими разбойниками.
Сегодня ситуация, увы, иная. Комментируя последние захваты российских судов, помощник главкома ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало заявил, что «участившиеся пиратские вылазки только подтверждают необходимость возобновления постоянного присутствия во всех регионах Мирового океана боевых кораблей ВМФ России». Но сказать всегда легче, чем сделать.
Постоянное присутствие флота автоматически подразумевает и наличие баз в том или ином районе Мирового океана, где корабли несут дежурство. А вот с базами у нас серьезная напряженка: с советских времен осталась только одна – в сирийском Тартусе. На четыре океана – это слишком мало. Поэтому, по мнению экспертов, все разговоры о «возобновлении постоянного присутствия…» можно считать пока не более чем декларацией о намерениях.
Есть еще вариант. Создание объединенной военной флотилии под флагом ООН. И такое предложение не раз уже звучало. Но всякий раз оно сталкивалось с негативным отношением прибрежных государств, которые категорически возражают против появления иностранных кораблей, пусть и под флагом ООН, в своих территориальных водах.
Так что пока международное сообщество безуспешно пытается (пытается ли?) найти радикальный метод борьбы с пиратами, те продолжают бесчинствовать в морях и океанах.
В 2007 году на торговые и пассажирские суда было совершено более двухсот пиратских нападений. Судовладельцы и хозяева товаров потеряли около 16 миллиардов долларов. И сбрасывать объем разбойничьего оборота корсары не собираются и в году наступившем. Так что «Капитан Усков» и «Свицер Корсаков» – далеко не последние жертвы морского разбоя.