Авторы молодые, но зрелые
Писатели говорили о фантастике и реальности
Рыцари короля Артура за круглым столом обсуждали свои ратные подвиги, писатели, «рыцари пера» XXI века, на своем круглом столе рассуждали на тему «Книга и слово. Взгляд в будущее». В ноябре прошлого года в стенах «Комсомолки» фантасты размышляли о том, каким станет Союзное государство, на этот раз писатели и эксперты говорили о завтрашнем дне самой литературы.
МОСТ В ПРОФЕССИЮ
Реальность такова: с 2012 года при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства проходит конкурс молодых литераторов «Мост дружбы», на который авторы присылают свои произведения в коротком жанре. Этот проект позволил открыть около четырехсот новых имен - то самое будущее литературы. В 2020 году на конкурс поступило больше восьмидесяти работ - от Гродно до Дальнего Востока. После отбора экспертного совета осталось сорок. В 2021-м награждение состоится в пятый раз.
Белорусская поэтесса Маргарита Латышкевич призналась, что конкурс для многих действительно стал мостом в профессию:
- Любой конкурс означает мотивацию для писателя, веру в себя. А она важна для всех. Для писателя важно и публиковаться. А тут сразу несколько сотен людей получили уверенность в том, что они чего-то стоят.
- Я уже не первый год являюсь экспертом в конкурсе «Мост дружбы». Важнейший итог - публикация при поддержке Постоянного Комитета альманахов, где представлены работы победителей с российской и белорусской стороны, - считает заместитель директора Института мировой литературы имени Горького РАН Дарья Московская. - С первых сборников мне бросилось в глаза характерное жанровое тяготение собранных там новелл: это бытовая проза, с одной стороны, и фантазия, фэнтези, футурология - с другой. Мы часто говорим о способности художественной фантастики пророчествовать. Сколько фантастических сюжетов уже воплотилось в жизнь? Далеко не надо ходить - пандемия, например.
- Молодежь представляет будущее по-разному, - сказал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. - У меня в кабинете висит большая диаграмма, на которой молодые ученые, основываясь на тех программах Союзного государства, которые мы реализуем, примерно представили, как должны развиваться российско-белорусские отношения в области науки и техники, какие свершения должны произойти до середины 30-х годов нашего века. Это подход физиков, сейчас мы говорим о лириках.
Он признался - не может оценивать произведения с точки зрения литературной критики, поскольку просто читатель, причем инженерного профиля:
- Любое произведение имеет простые критерии: интересно или нет, заложена ли в нем какая-то мысль, над которой стоит подумать. Я пришел к следующему выводу: когда мы говорим «молодые писатели», то иногда закладываем снисходительную интонацию. Но, на мой взгляд, они вполне зрелые авторы. Это люди в самом творческом расцвете. Шолохов в 23 года написал «Тихий Дон», Булгаков в 33 - «Белую гвардию». Даже современные писатели: Дмитрий Глуховский, например, свое произведение «Метро 2033» задумал, будучи учащимся средней школы. Говоря о футурологии, о необъяснимом, о создании фантастической среды для выражения своих идей, читая такие произведения, мне интересно не то, как летит звездолет и как он управляется, - интересны люди в этой ситуации. Мне кажется, что наши писатели - участники проекта «Мост дружбы» - с этой задачей справляются.
РИСУЕМ БУДУЩЕЕ
Кирилл Гаврилин, советник ректора Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова, рассказал о моделировании будущего на примере Язепа Дроздовича - ученого, художника, основоположника белорусской фантастической литературы. Его называли белорусским Леонардо да Винчи и Циолковским. А его творчество как художника перекликается, в частности, с работами Николая Рериха.
- Он размышлял о познании звездного неба. На страницах его дневников мы находим удивительные проекты летательных аппаратов и даже многоступенчатую ракету. Дроздович заглядывает вперед и предсказывает появление этого изобретения. Ничего не зная о теории относительности, проговаривает ее в своих дневниках. Он путешествует в снах к планетам, описывает кольца Сатурна, его жителей, изображает и рассказывает о них в своих записях - в этом есть черты антиутопии. Но это не фэнтези, его текст анализируют астрономы.
Белорусский писатель-фантаст Сергей Слюсаренко предложил под эгидой Союзного государства издать книгу футуристических рассказов и романов. В качестве примера он привел российский сборник «Город 2100» с дюжиной историй о том, какой может стать Москва к концу столетия. За идеями архитекторы решили обратиться не только к своим коллегам, но и к известным российским фантастам.
ФОТО: mos.ru