САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

На оленях хорошо, а на крыльях лучше

Российский авиапром примерил роль швеи-мотористки для упрощения передвижений по родной стране. Будут «сшивать» территорию

Российский авиапром уверенно встает на крыло. ФОТО: Вадим МОРОЗОВ/Фотобанк Лори

На заседании Госсовета по стратегическому планированию и национальными проектам Владимир Путин поставил задачу «инфраструктурно сшивать» огромную территорию нашей страны. Чтобы люди могли без проблем и за приемлемые деньги передвигаться между регионами. В том числе и с Дальнего Востока в европейскую часть и обратно.

Понятно, что без авиации эту задачу не решить. Поездом не во всякий уголок доберешься. Как в песне: «Только самолетом можно долететь». И долетим, благо уже есть на чем.

Отечественный авиапром, зачахнувший было после развала Союза, в последние годы все уверенней встает на крыло. Санкции многому нас научили, а заодно отрезвили, заставили отказаться от некоторых грандиозных, но, теперь уже понятно, мертворожденных проектов. Одна крупная компания, например, в свое время вынашивала план сравнять до голой земли авиаремонтный завод в Самаре, а на его месте возвести предприятие канадской фирмы «Бомбардье» по выпуску небольших джетов. Сегодня оно, скорее всего, простаивало бы, придавленное санкциями.

Вывод: в современном непредсказуемом мире, где у нас осталось не так уж много надежных партнеров, с которыми можно вести серьезные совместные дела, не ожидая, что завтра тебя кинут, рассчитывать надо в первую очередь на себя. На собственные мозги и производственные мощности. У России, к счастью, это получается.

Еще бы не получалось - отечественная авиаконструкторская отрасль, несмотря на все передряги девяностых годов, по-прежнему одна из лучших в мире. А в некоторых аспектах - лучшая. Причем это касается не только боевой авиации, но и гражданских самолетов.

Месяц назад буквально мы стали свидетелями потрясающего прорыва: с интервалом всего в сутки в воздух поднялись сразу два новых лайнера - МС-21 и Ил-114-300. Такого не было даже в Советском Союзе. Эти машины предназначены для дальних и средних маршрутов. Воздушные марафоны. А в регионах до зарезу нужны крылатые спринтеры, способные доставить пассажиров или грузы на небольшие расстояния, чтобы у людей отпала навсегда необходимость добираться самолетом в соседнюю область через Москву. Это местами и сейчас в порядке вещей. Купил билет, спокойно сел и полетел - да хоть в соседнюю деревню. Звучит только просто. На Севере между населенными пунктами порой сотни километров.

И вслед за магистральными лайнерами подоспела целая ватага новейших самолетов и вертолетов, как раз регионального масштаба.

«АНТОШКА» УЛЕТЕЛ КОПАТЬ КАРТОШКУ

Многие десятилетия проблему региональных перевозок успешно решал легендарный Ан-2. Он как автобус пазик, только с крыльями. Возил пассажиров даже между райцентрами, а еще забрасывал геологические партии и нефтяников-буровиков в отдаленные районы, опылял колхозные поля, работал воздушной скорой помощью, был просто незаменим в Арктике и Антарктике.

Ни мороз, ни жара были ему не страшны. О пилотах-региональщиках, летавших на «антошках», даже сняли отличный фильм «Разрешите взлет!» с Валентином Гафтом и Анатолием Папановым в главных ролях. Простой и надежный, как автомат Калашникова, трудяга-биплан Ан-2, казалось, будет вечным, как горец Маклауд. И выпьет самую последнюю каплю авиационного керосина. Успевай только вовремя проводить текущий и капитальный ремонт строевых машин да пополнять парк «антошек» новыми бортами. А вот с этим как раз возникли проблемы.

На оленях хорошо, а на крыльях лучше

Заменить АН-2 в тундре готов российский чех. У него даже лыжи в арсенале есть. ФОТО: Олег АДАМОВИЧ

Ан - машина по своему происхождению украинская, детище знаменитого КБ Антонова. В советское время это не имело никакого значения. Все пахали на общий союзный котел. После развала серпастого-молоткастого повсюду возобладали национальные приоритеты. С некоторых пор кооперация между нами в области авиапрома стала тормозиться. Пример тому - транспортник для ВВС, так и не продвинувшийся дальше испытаний. С Ан-2 тоже начались нестыковки. Был момент, когда в российском правительстве обсуждался вопрос о начале его производства у нас. Но, прикинув, отказались. Склепать сам борт, приделать ему крылья не проблема. Загвоздка в двигателе. Он украинский, запорожского завода «Мотор-Сич». Налаживать производство у себя - затратно, еще вопрос, продали бы украинцы нам лицензию.

Теперь все эти вопросы отпали сами собой. Место «антошки» в воздушном строю занял L-410. Иноземец, ставший русским. Его прародина - фирма LetKunovice в Чехии. Машины этой марки хорошо известны у нас еще со времен СССР. Один легендарный учебный L-39 «Альбатрос» чего стоит. Первая крылатая парта для всех без исключения будущих военных летчиков, начиная с середины шестидесятых годов. Они и сегодня летают в училищах. «Четыреста десятый» - совсем из другой категории. Региональный транспортник. Аналог «антошки», только покруче. Крайняя модификация L-410NG имеет приличную скоростенку 417 км/ч, дальность - до 2570 километров. Примерно как от Москвы до Екатеринбурга и обратно, да еще останется топливо в баках. Но его главная специальность - региональные перевозки. Легко берет на борт два десятка пассажиров или две тонны груза. На борту есть даже сортир, он расположен в хвосте самолета. Пассажиры «антошек» о такой роскоши не мечтали, запасаясь терпением до посадки.

- Плюс - разумеется, авионика последнего поколения, включая систему ГЛОНАСС и возможность взлетать с предельно коротких полос, не только бетонных, но и грунтовых, и садиться на них. В наших российских условиях - качество просто необходимое. Подойдет даже лужайка в поле, желательно, конечно, поровней. Разбежался и - вперед. В управлении прост и очень надежен. Не хочу обижать заслуженного старичка Ан-2, на котором я тоже налетался достаточно, но «элка» объективно превосходит его по многим параметрам, в том числе по комфорту для пассажиров, - считает заслуженный летчик России Александр Новиков.

Было ваше - стало наше. Это как раз про L-410. Уральская горно-металлургическая компания выкупила все сто процентов акций LetKunovice и таким образом стала единственным ее собственником. Самолеты теперь выпускает «Уральский завод гражданской авиации» в Екатеринбурге, ритмично наращивая производство. Например, в прошлом году завод выполнил госзаказ на два миллиарда рублей, поставит пять самолетов для Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). В портфеле еще госзаказов на двадцать миллиардов. И появляются все новые заказчики из разных регионов страны.

- Самолеты пользуются огромным спросом, сегодня мы стоим перед вопросом увеличения их выпуска, - говорит гендиректор завода Владимир Бадеха.

В планах создание еще более внушительного L-610 - 48-местной машины для региональных линий, которая заменит стареющий парк Ан-24. Серийное производство новинки планируют начать уже в 2024 году.

МЕДБРАТ С ПУЛЕМЕТОМ

«Ансат» в переводе с татарского означает «простой». Вертолеты этой марки выпускают на Казанском заводе. Вот уж действительно мастер на все руки. Сложно назвать винтокрылую гражданскую специальность, которую не освоил бы этот аппарат в своих разнообразных модификациях.

«Ансат» пришел на смену устаревшему Ми-2 и сразу произвел фурор. На авиасалоне в Ле-Бурже в 1997 году, где «Ансат» впервые был презентован международной публике, вокруг машины с утра до вечера толпились представители зарубежных компаний. Они увидели, как сообщала французская пресса, вертолет завтрашнего дня. Впрочем, это будущее уже наступило. Машины казанской марки успешно эксплуатируются в России и поставляются за рубеж.

- Некоторые ноу-хау, примененные при создании, не знают аналогов в мире, - рассказывает авиаинженер, кандидат технических наук Григорий Соболев. - Например, лопасти несущего винта имеют композитные бесшарнирные крепления. Это увеличивает его устойчивость при резких колебательных движениях машины в воздухе, а значит, в целом надежность вертолета. Кроме того, вертолет по аналогии с боевыми самолетами оснащен электродистанционной системой управления, что делает его самым маневренным в своем классе.

В первую очередь вертолет задумывался как грузовой или пассажирский. В просторном салоне могут с комфортом разместиться до десяти человек. Дальность полета в полтысячи километров делает его оптимальным средством воздушного передвижения между небольшими населенными пунктами, особенно в глубинке, где с нормальными дорогами до сих пор напряженка. А весной или в распутицу эти грунтовые колеи вовсе становятся просто непроходимыми, отрезая жителей от большой земли. А вдруг беда, кто-то заболел и его срочно нужно в больницу? Выручает «Ансат».

Неслучайно среди его модификаций особым спросом пользуется медицинская версия со всем необходимым оборудованием в салоне. Причем не только для эксплуатации в сельской местности. В городе вертолет с красным крестом на борту тоже незаменим. Умелый пилот легко сумеет посадить «Ансат» даже на неширокую улицу, чтобы забрать в больницу, например, пострадавших в ДТП, которым срочно нужна серьезная медицинская помощь, а городские улицы забиты пробками, сквозь которые наземной карете с мигалками не пробиться.

На оленях хорошо, а на крыльях лучше

Стенд казанского завода стал одним из центров притяжения. ФОТО: Сергей САВОСТЬЯНОВ/ТАСС

Если понадобится, «Ансат» может и зубы показать. На заводе разработали боевую версию машины «Ансат 2РЦ» с крупнокалиберным пулеметом «Корд» и блоками неуправляемых ракет. До строевых заказов дело пока не дошло, в летные училища машина поставляется в качестве учебной с индексом «У».

И все же стихия казанского винтокрыла - мирное небо. В самый канун Нового года свой первый полет совершила суперсовременная многоцелевая версия вертолета «Ансат-М». Это настоящий прорыв. Предшественников «эмка» превосходит практически во всем. Установка дополнительного топливного бака увеличила дальность полета до 800 километров.

- Очень много наших машин летает в санитарной авиации, и как раз вопрос дальности там стоит очень остро. Поэтому ключевая задача заключалась в увеличении продолжительности полета. И она успешно решена, - рассказывает главный конструктор заводского ОКБ Алексей Гарипов. - Теперь практически любую область в России он может покрыть, как мы говорим, своим ходом, без дополнительной дозаправки. К тому же новейшее оборудование позволяет совершать полеты даже ночью и в условиях нулевой видимости, скажем, сплошного тумана или снежных зарядов. За счет использования композитных материалов машина стала легче на сто килограммов, что даст возможность взять на борт больше пассажиров и оборудования. «Эмку» можно эксплуатировать в условиях Арктики, для этого она оснащена специальной противообледенительной системой.

Сели и полетели в гости к белым мишкам. Легко. И это, конечно, не последняя высота, взятая «Ансатом».

«БАЙКАЛ» РАЗВЕРНЕТСЯ НА НОСОВОМ ПЛАТКЕ

Думаете, «Байкал» - это только озеро или популярный тонизирующий напиток? «Байкал» - еще и самолет. Причем именно в ближайшее время может стать основой нашей малой авиации. Начало серийного производства запланировано на 2023 год.

К проекту предъявляли жесткие требования. Прежде всего это машина только из отечественных агрегатов. Никакого импорта. Второе - вместимость салона не менее пятнадцати пассажиров, при этом сидеть они должны свободно, не упираясь коленками.

«Байкал» - самолет, как принято говорить, многофункциональный. В грузовом варианте легко возьмет на борт две тонны груза. Длина разбега и пробега вообще копеечная - всего двести метров. В общем, может развернуться на носовом платке, говорят пилоты. Цена машины вполне божеская - не более 120 миллионов рублей. Что тоже играет машине на руку. По расчетам экспертов, уже в первые три года после начала серийного выпуска портфель заказов может составить больше двухсот машин.

На оленях хорошо, а на крыльях лучше

Одним из первых заказчиков хочет стать единая дальневосточная авиакомпания.

- Без авиасообщения Дальний Восток развиваться не может. Поэтому мы очень рассчитываем на этот самолет, - сказал на днях полпред президента в регионе Юрий Трутнев.

Первый опытный образец «Байкала» должен появиться уже в марте. После чего начнутся испытания. Премьерный показ крылатой новинки состоится на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в конце июля. Самолет изначально задумывался для работы как раз в отдаленных регионах, где нет развитой дорожной сети. «Байкал» - оптимальный для них вариант решения транспортной проблемы. Как часть сшивания нашей огромной страны.

ПОТОМОК БАБУШКИ - «КОРОВЫ»

Ми-38 - модерновый щеголь, внук легендарной «коровы» - Ми-8. Вертолет совсем из другой категории. Тот же «Ансат» перед ним, как юркий пацаненок. «Тридцать восьмой» - аппарат серьезный, грузоподъемный.

А еще набитый под завязку электронными мозгами, благодаря чему считается самым умным вертолетом в мире. Полет по маршруту, висение, стабилизацию в воздухе, даже посадку способен выполнять в автоматическом режиме. К тому же он обладает запредельной прочностью. Без нее в России - труба.

На испытаниях «тридцать восьмой» гоняли, что называется, в хвост и в гриву. Заставляли летать в пятидесятиградусную жару. Ми взмывал на раз - и спокойно, без стрессовых ахов и охов отрабатывал всю программу. Дальше высокогорье. Эльбрус. Высота три тысячи метров. Многие западные коптеры в таких условиях не тянут - глохнут движки от удушья. Воздух разреженный. Ми даже не чихнул. Затем Север, Якутия. На термометре минус 55. И хоть бы что.

На оленях хорошо, а на крыльях лучше

Умеем мы все-таки делать технику. Даже гордость берет. Пилоты установили на этой машине аж пять мировых рекордов для машин в своем классе. Первый - взлет на 8620 метров без груза. Второй - скачок на три километра всего за шесть минут. Третий - на высоту шесть километров меньше чем за одиннадцать минут. Четвертый - полет на высоте 7895 метров с тонной груза. Пятый - на высоте 7020 метров уже с двумя тоннами на борту. Запад отдыхает.

Но создавался «тридцать восьмой», разумеется, не столько для рекордов, сколько для тяжелой ежедневной работы в любом уголке страны. В комфортабельном салоне есть даже буфет.

- Полет, уверен, понравится пассажирам, - не сомневается пилот-испытатель Николай Горянский. - Установка новых несущих винтов, с лопастями полностью из композитов, позволила не только достигнуть более высоких скоростей, но и значительно снизить вибрацию и шум в салоне. Можно разговаривать хоть шепотом - собеседник вас услышит. В грузовом же варианте вертолет на внешней подвеске свободно поднимает и тащит шесть грузов.

Вариант машины с индексом «Т» поступает в российские ВКС в качестве транспортно-десантного и санитарного.

«Тридцать восьмой» - один из примеров программы импортозамещения. Практически все комплектующие, начиная с двигателей, - отечественного производства.

При покупке любой машины заказчики в первую очередь интересуются стоимостью ее эксплуатации. И здесь у Ми-38 есть два значительных преимущества. Во-первых, экономичный двигатель. Во-вторых, в отличие от зарубежных машин аналогичного класса, чьи экипажи состоят из двух человек, милевским винтокрылом может управлять всего один пилот. Все остальные задачи решает автоматика. Фантастика, да и только…





ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Союзные парламентарии обсудят роуминг, медиакомпанию СГ, подготовку к 80-летию Победы
  2. Почти 600 национальных наблюдателей на выборах аккредитованы в Беларуси
  3. Вячеслав Володин: Наша задача — защитить страну и граждан от тех, кто предал наше государство, уехал и поливает грязью
  4. В Москве полиция начала проверку из-за изрисованного памятника Ахмату Кадырову
  5. Литва потратит деньги налогоплательщиков на ремонт забора на границе с Беларусью
  6. Лукашенко заявил, что отказ Дуды от совместного фото в Баку никто не заметил
  7. Вячеслав Володин: В бюджете есть средства, необходимые для выполнения всех социальных обязательств
  8. Глава Кореневского района Курской области на встрече с жителями начала рассказывать о своей медали
  9. Игорь Сергеенко: Попытки изолировать Беларусь на мировой арене терпят неудачу
  10. Беларусь и Казахстан проведут форум регионов
  11. Александр Лукашенко собрал 700 тысяч подписей за свое выдвижение кандидатом в президенты Беларуси
  12. Союзные парламентарии приняли участие в фестивале творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше»
  13. Леонид Слуцкий Владимиру Путину: Надо делать все, чтобы участники СВО приходили во власть
  14. Лукашенко о футболе: Вся проблема у нас - это физическое состояние спортсменов
  15. Дмитрий Песков: Вопросов-раздражителей для обсуждения у России и США много

Парламентское Собрание

Парламентское собрание обсудит создание Медиакомпании Союзного государства

Заседание Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, информационным технологиям и связи состоится в Минске

Политика

Вячеслав Володин: Ушло время Байденов, Шольцев и Макронов

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Госдумы встретился с Председателем Народной скупщины Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Ненадом Стевандичем. Россия и Республика Сербская выступают за построение многополярного мира.

МНЕНИЯ

Пусть собаки-русофобы собственный хвост кусают

Олег Зинченко

Западный автопром заговорил о возвращении в Россию. А надо ли их пускать?

Трамп еще официально не вступил в должность, но уже вовсю строит свою будущую администрацию

Анатолий Заусайлов

Обожающий нестандартные ходы политик и миллиардер и тут не обошелся без шоковых для многих назначений. Америку ждет большая перезагрузка.

Запад опять за Гитлера

Михаил Васильев

Страны «цивилизованного мира» хором голосуют против героизации нацизма

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также