[01] Нестандартные стандарты
Республика Беларусь первой ввела социальные стандарты в медицине. О том, зачем понадобились подобные нововведения, корреспондент «СВ» беседует с начальником управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Игорем БРОВКО... ФОТО Александра ШАБЛЮКА
ФОТО Александра ШАБЛЮКА – Приведу для начала только одну цифру: в 2008 году расходы бюджета на одного жителя запланированы на сумму более 200 у.е., в то время как в 2002-м эта цифра составляла 49 долларов.
Это реальный результат концепции развития здравоохранения на 2003-2007 годы. Замечу также, что данная концепция детально обсуждалась в СМИ, в Национальном собрании, в Совете Министров и у главы государства. А одним из ключевых ее сегментов было именно положение о государственных минимальных стандартах в области здравоохранения, утвержденное специальным постановлением правительства.
– Но ведь, насколько я помню, в свое время был принят Закон о государственных минимальных стандартах?
– Да, такой Закон, принятый в 1999 году, существовал, но в нем не было заложено конкретных параметров. А упомянутое постановление Совмина содержало уже конкретные цифровые параметры, причем обязательные к выполнению в каждом регионе.
– И кому же все это было нужно?..
– В 2003 году положение в белорусском здравоохранении было непростым, финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Возникали проблемы не только с обеспечением лекарственными средствами, но даже с выплатой зарплаты медработникам. Необходимо было навести порядок в системе, оптимизировать распределение материальных ресурсов и финансовых бюджетных потоков. Было очевидно, что при схожести наших областей существует дисбаланс в обеспечении медицинской помощи, различие в финансировании, в количестве койкомест на 1000 жителей и так далее. При приблизительно одинаковых цифрах по заболеваемости-смертности были различия в объемах стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой помощи. Например, в Новоельнеском районе Гомельской области количество вызовов «скорой помощи» было 720, в то время как в среднем по республике – оно составляло около 300.
Кстати, реформирование здравоохранения началось не на голом месте – до 2003 года в Витебской области проводился специальный эксперимент, целью которого был поиск оптимального финансирования отрасли – исходя из затрат на одного жителя. Эксперимент был признан удачным, и его было решено распространить на всю республику.
– А как возникла идея введения социальных стандартов в медицине, которой, как вы говорили, нет пока аналога?..
– Аналога действительно нет, мы специально интересовались этим, причем не только на территории СНГ, но и в странах Европы. И только сейчас, после внедрения этой идеи у нас, ею заинтересовались в Казахстане.
А начиналось все с того, что премьер-министр поручил всем заинтересованным в социальной сфере министерствам, в том числе и Минздраву, разработать социальные стандарты по своему направлению. Так что идея эта – скорее плод коллективных усилий.
В первую очередь в 2003 году были приняты стандарты по финансированию, количеству врачей, коек, вызовов «скорой помощи» и аптек в каждом регионе, исходя из числа жителей.
– Но ведь регионы, мягко говоря, все же разные…
– Разные. Именно поэтому стандарты, по рекомендации Минздрава, сначала были приняты для всей республики (так сказать, определены общие ориентиры), а затем конкретизированы для всех областей и города Минска. Местные исполнительные органы регулировали их для своего уровня без какого-либо давления сверху. Понятно, что каждый район имел свои особенности – в удаленности от областного центра, в половозрастном составе, в кадровом обеспечении, поэтому стандарты в чем-то отличались. Тогда, например, была абсолютно другая ситуация с предоставлением жилья молодым медицинским специалистам…
– Это сегодня тоже один из стандратов?
– К сожалению, пока нет. Но вместе с тем в Указе Президента, утвердившем Программу по возрождению и развитию села, в разделе «Здравоохранение» прописано, что местные исполнительные органы обязаны обеспечивать жильем молодых специалистов, как врачей, так и средних медработников…
В последующем социальные стандарты в здравоохранении дважды корректировались – хотелось выработать оптимальную картину, которая бы учла и запросы регионов, и возможности финансирования. Ну а главное, конечно, чтобы она удовлетворяла потребности населения в оказании медицинской помощи на всех уровнях.
Сейчас практически в каждом районе стандарты выполняются, исходя, конечно, из конкретных местных условий. Именно на местах люди сами решают, какое им необходимо, например, количество коек на одного жителя, чтобы использовать финансовые средства наиболее рационально.
Чтобы представлять, о чем, собственно, идет речь, отметим, что норматив бюджетной обеспеченности раcходов на одного жителя в среднем по республике на 2007 год составляет 338 тыс. рублей, хотя по областям эта цифра несколько может отличаться. Или другие нормативы: обеспеченность врачами общей практики, участковыми терапевтами и педиаторами – 1 врач на 1,3 тыс. жителей; обеспеченность койками – 9 коек на 1 тыс. человек; 1 аптека на 8 тыс. жителей; 1 бригада «скорой помощи» на 12 тыс. жителей.
Кстати, в этом году в постановление Совмина по социальным стандартам внесены некоторые изменения. Уточнены, в частности, стандарты обеспеченности участковыми врачами, стандарт количества вызовов «скорой помощи» заменен на количество бригад «скорой помощи» на 1000 человек, добавлен стандрат о состоянии материально-технической базы. Это, к слову, очень важный момент, так как он касается не только условий оказания медпомощи, но и условий работы медперсонала – обеспечения горячей водой и отоплением, транспортом. То есть все наши лечебные учреждения, включая амбулатории и ФАПы, которых в стране более 2,5 тысячи, мы обязаны привести в цивилизованное современное состояние.
Еще раз напомню, что выполнение упомянутых стандартов находится под постоянным контролем правительства.
– А не могут ли эти стандарты стать тормозом в развитии медицины на местах? Мол, мы стандарты выполнили – а дальше хоть трава не расти…
– Сегодня каждый глава региона, района, руководитель любого ранга заинтересован в том, чтобы на его территории была нормальная демографическая ситуация, чтобы все граждане были здоровы и трудоспособны. А это зависит во многом именно от качества и медицинской помощи. Кроме того, упомянутые социальные стандарты в области медицины не случайно называются минимальными, то есть они совершенствуются, шлифуются в зависимости от улучшения социально-экономического государства и запросов его граждан.