САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

[55] Это было недавно, это было давно

Так неизбежно случается после серьезных общественно-политических трансформаций, когда у их очевидца, участника сначала возникает желание сохранить для истории хронику судьбоносных событий, а затем, по прошествии некоторого времени, осмыслить эти события, выказать по отношению к ним свою выстраданную точку зрения.

Так неизбежно случается после серьезных общественно-политических трансформаций, когда у их очевидца, участника сначала возникает желание сохранить для истории хронику судьбоносных событий, а затем, по прошествии некоторого времени, осмыслить эти события, выказать по отношению к ним свою выстраданную точку зрения. Поскольку частота таких глобальных потрясений в России последнего столетия только возрастает, то и документальная проза о них уже составила солидный ряд, в котором заняли свои места воспоминания о революции 1917 года и Гражданской войне как с «красной», так и с «белой» сторон, свидетельства о репрессиях тридцатых годов их жертв, палачей, потомков тех и других, мемуары маршалов и окопных лейтенантов Великой Отечественной, незаслуженные панегирики слякотной Оттепели и, наконец, искренние и не очень стенания по распавшемуся на рубеже веков Советскому Союзу. К числу последних опусов и относится, как видно из названия, «Поверженная держава. Записки очевидца» Михаила Кодина.
«Поверженная держава» – книга в творческом отношении штучная, в чем-то даже уникальная. Скажем, в благой подспудной попытке автора отыскать через аргументированное отрицание неизбежности злодейского развала СССР державные опоры для новой России в постмодернистской хляби постсоветского лихолетья и, скорее всего, еще окончательно не устоявшегося пространства.
Если и не уникальна, то, по крайней мере, счастливо редкостна позиция автора: видно, как он старается преодолеть доминирующий в подобного рода текстах субъективизм, и в большинстве случаев это ему удается. Привыкли же мы к иному. Принадлежит автор к тому или иному политическому направлению, властному клану, с позиций этого направления, в интересах своего клана и пытается воссоздать ушедшую реальность. По сути, сплошь и рядом в нынешней мемуаристике торжествует в откровенном и латентном виде пресловутый классовый подход.
Что представляет собой книга «Поверженная держава» в структурно-содержательном плане? Беллетризованное изложение истории жизни автора, внука поволжских крестьян, с включением истории родительской семьи и рода на фоне новейшей истории советской страны, показанной в опорных, ключевых моментах. Да, почти вся использованная в тексте информация (за исключением, естественно, связанной с семейной линией родов Кодиных и Смеловых, репрессированных и сосланных сталинскими сатрапами на погибель в северные морозы) не является авторским открытием, более того, уже использовалась в иных научных и публицистических изданиях. Однако это не умаляет ее значения вообще и, в частности, в контексте данной книги. Скажем данные о репрессиях в СССР, опровергающие расхожие измышления некоторых либеральных историков о многомиллионном уроне русского и братских ему народов. Или – интереснейшая и необычайно важная тема жизни, бытования, служения русских людей за пределами своей исторической Родины, в советских союзных республиках. Пытались ее «поднять» в отечественной литературе ряд серьезных писателей, но масштабы темы так велики, что настоящие открытия – социологические, публицистические и художественные – еще впереди.
Кодин берется решать тему эту на примере своей беллетризованной биографии, дополненной короткими рассказами-зарисовками о друзьях-товарищах, которые были у него в период проживания и работы в Азербайджане и Молдавии. Советский интернационал, столь малоубедительный в тогдашнем агитпропе, в живых свидетельствах М. Кодина предстает отнюдь не исчерпанной формой мирного и плодотворного межнационального существования. Верится после прочтения «Поверженной державы», что следовало не отказываться от советского опыта и практик, а аккуратно подправить перекосы в межнациональных отношениях, не только «прищемить хвост» наглеющему национализму окраин, но и умерить зачастую ничем не обоснованные амбиции временами склонного к шовинизму славянского «старшего брата».
Книгу Михаила Ивановича Кодина «Поверженная держава» в значительной мере можно рассматривать как фундаментальные, во многом итоговые, пропущенные через сердце автора свидетельства о кончине великой страны? как весомый вклад в сооружение символического мемориала нашей памяти о Советской державе.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. На Украине начали выпуск банкнот с националистическим лозунгом
  2. ВСУ получили доступ к камерам в Курской области и вычислили движение колонн
  3. Германова: Людей надо успокоить, людям надо объяснить, что они не один на один с бедой
  4. Ткачев: В Курской области введен режим ЧС
  5. Подмосковье увеличило экспорт агропродукции в Беларусь более чем на 5%
  6. Российский дрон сбил украинскую «Бабу-ягу» на Донецком направлении
  7. Олег Гайдукевич: Все теракты на территории России происходят за счет финансирования Запада
  8. Беларусь представит свою военную продукцию на международном форуме «Армия» в России
  9. Минздрав предлагает запретить водить машину людям с расстройством половой идентификации
  10. Джабаров: Русофобское руководство МОК себя полностью дискредитировало
  11. Александр Лукашенко: Душа у меня крестьянская
  12. Великобритания объявила о новых санкциях против Беларуси
  13. Беларусь призвала ЕС вернуться в русло прагматизма и диалога
  14. Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совбеза
  15. Алексей Смирнов: Куряне вступают в народную дружину и ряды Вооруженных сил

Парламентское Собрание

Ольга Германова: Когда идет агония, враг бесчинствует от злобы

Пока в Львовской области радуются сносу всех памятников СССР, Россия и Беларусь гордятся славным прошлым и возводят новые монументы.

Политика

Александр Лукашенко: Если рухнет Россия - в эту воронку всех затянет

Без единства со странами постсоветского пространства легко «разберутся по отдельности».

МНЕНИЯ

Тикайте, хлопцы…

Анатолий Заусайлов

Немецкие власти готовы оправить украинских беженцев на передовую

Укрофашисты в Курской области действуют по сценарию боевиков Шамиля Басаева

Олег Зинченко

25 лет назад бандиты беспрепятственно вошли в Ботлихский район Дагестана

Отчаянная попытка заявить о себе

Татьяна Вахромеева

Наступление ВСУ ничего не даст Украине, это очередная пиар-акция.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также