САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

[55] Это было недавно, это было давно

Так неизбежно случается после серьезных общественно-политических трансформаций, когда у их очевидца, участника сначала возникает желание сохранить для истории хронику судьбоносных событий, а затем, по прошествии некоторого времени, осмыслить эти события, выказать по отношению к ним свою выстраданную точку зрения.

Так неизбежно случается после серьезных общественно-политических трансформаций, когда у их очевидца, участника сначала возникает желание сохранить для истории хронику судьбоносных событий, а затем, по прошествии некоторого времени, осмыслить эти события, выказать по отношению к ним свою выстраданную точку зрения. Поскольку частота таких глобальных потрясений в России последнего столетия только возрастает, то и документальная проза о них уже составила солидный ряд, в котором заняли свои места воспоминания о революции 1917 года и Гражданской войне как с «красной», так и с «белой» сторон, свидетельства о репрессиях тридцатых годов их жертв, палачей, потомков тех и других, мемуары маршалов и окопных лейтенантов Великой Отечественной, незаслуженные панегирики слякотной Оттепели и, наконец, искренние и не очень стенания по распавшемуся на рубеже веков Советскому Союзу. К числу последних опусов и относится, как видно из названия, «Поверженная держава. Записки очевидца» Михаила Кодина.
«Поверженная держава» – книга в творческом отношении штучная, в чем-то даже уникальная. Скажем, в благой подспудной попытке автора отыскать через аргументированное отрицание неизбежности злодейского развала СССР державные опоры для новой России в постмодернистской хляби постсоветского лихолетья и, скорее всего, еще окончательно не устоявшегося пространства.
Если и не уникальна, то, по крайней мере, счастливо редкостна позиция автора: видно, как он старается преодолеть доминирующий в подобного рода текстах субъективизм, и в большинстве случаев это ему удается. Привыкли же мы к иному. Принадлежит автор к тому или иному политическому направлению, властному клану, с позиций этого направления, в интересах своего клана и пытается воссоздать ушедшую реальность. По сути, сплошь и рядом в нынешней мемуаристике торжествует в откровенном и латентном виде пресловутый классовый подход.
Что представляет собой книга «Поверженная держава» в структурно-содержательном плане? Беллетризованное изложение истории жизни автора, внука поволжских крестьян, с включением истории родительской семьи и рода на фоне новейшей истории советской страны, показанной в опорных, ключевых моментах. Да, почти вся использованная в тексте информация (за исключением, естественно, связанной с семейной линией родов Кодиных и Смеловых, репрессированных и сосланных сталинскими сатрапами на погибель в северные морозы) не является авторским открытием, более того, уже использовалась в иных научных и публицистических изданиях. Однако это не умаляет ее значения вообще и, в частности, в контексте данной книги. Скажем данные о репрессиях в СССР, опровергающие расхожие измышления некоторых либеральных историков о многомиллионном уроне русского и братских ему народов. Или – интереснейшая и необычайно важная тема жизни, бытования, служения русских людей за пределами своей исторической Родины, в советских союзных республиках. Пытались ее «поднять» в отечественной литературе ряд серьезных писателей, но масштабы темы так велики, что настоящие открытия – социологические, публицистические и художественные – еще впереди.
Кодин берется решать тему эту на примере своей беллетризованной биографии, дополненной короткими рассказами-зарисовками о друзьях-товарищах, которые были у него в период проживания и работы в Азербайджане и Молдавии. Советский интернационал, столь малоубедительный в тогдашнем агитпропе, в живых свидетельствах М. Кодина предстает отнюдь не исчерпанной формой мирного и плодотворного межнационального существования. Верится после прочтения «Поверженной державы», что следовало не отказываться от советского опыта и практик, а аккуратно подправить перекосы в межнациональных отношениях, не только «прищемить хвост» наглеющему национализму окраин, но и умерить зачастую ничем не обоснованные амбиции временами склонного к шовинизму славянского «старшего брата».
Книгу Михаила Ивановича Кодина «Поверженная держава» в значительной мере можно рассматривать как фундаментальные, во многом итоговые, пропущенные через сердце автора свидетельства о кончине великой страны? как весомый вклад в сооружение символического мемориала нашей памяти о Советской державе.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Польша намерена разместить механизированную бригаду на границе с Беларусью
  2. В Минский зоопарк передали амурского тигренка, спасенного в Хабаровском крае
  3. США приостанавливают выделение помощи Грузии в связи с принятием закона об иноагентах, заявил Блинкен
  4. Только у нас на канале: К чему привела замена Байдена на Камалу Харрис и как мир реагирует на шабаш в Париже
  5. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  6. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  7. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  8. Володин: У политиков отпусков не бывает
  9. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все
  10. Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
  11. Госдума обязала иностранцев, получающих гражданство РФ, вставать на воинский учет
  12. Белоусов: РФ рассматривает Индонезию как одного из важнейших партнеров в АТР
  13. Владимир Путин: Рынок Индонезии представляет большой интерес для России
  14. Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики»
  15. В России запретили продажу энергетиков детям

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также