[53] Стабильность государства - для казаков главное
- Я всегда говорю, что депутатам Государственной Думы надо сказать «спасибо» лишь за то, что в России узаконено, наконец, казачество. Конечно, закон несовершенен, в нем много разночтений с другими законами, но он очерчивает поле деятельности для войсковых атаманов. И это позволяет нам пересмотреть свое отношение ко многим понятиям, в том числе, и к такому, как «государственная служба».
В нашем понимании этот закон – не предписание принять почти 2-тысячное Войско Донское на государственную службу, а настоятельная рекомендация привлекать казаков на местах к выполнению части функций, которые лежат на федеральных агентствах и ведомствах. Многие руководители уже понимают, что казаки – та сила, которая может активно помогать им в реализации задач, которые ставит президент. И, прежде всего - в борьбе за снижение наркозависимости среди молодежи.
С нами активно работают службы наркоконтроля Ростовской и Волгоградской областей. А с федеральным агентством лесного хозяйства, которое возглавляет кубанский казак Рощупкин Валерий Павлович, кроме нас, заключили соглашение многие казачьи войска России.
Сегодня казаки охраняют общественный порядок, и, хотя многие говорят, что мы уподобились милиции, считаю это очень важной функцией. Казачество беспокоится о благополучии людей, которые проживают в том или ином хуторе или станице. Так что казаки видят, что через этот закон они могут реализовать свой потенциал. Например, исполняя Закон о местном самоуправлении, многие атаманы становятся главами районных поселений, деятелями всех уровней власти. Эта практика особенно активна на Дону - в Ростовской, Волгоградской областях.
У нас много претензий к тому, что на федеральном уровне отсутствует центр по координации деятельности казачьих войск. Сегодня многие говорят о «дельных преобразованиях» на Дону. Поверьте, они шли бы в каждом казачьем войске, если бы федеральный центр мог перенести наш компонент на Сибирское, Оренбургское, Иркутское, Волжское или другие войска. Именно на Тихом Дону, на Диком Поле Войско Донское «вырастило 12 орлят», как написала в своих стихах казачка Погодина, эмигрировавшая в Америку. Это и есть все 12 казачьих войск России. Они пошли отсюда, поэтому у нас есть будущее, и мы готовы помогать всем казачьим войскам.
- Расскажите о белорусских казаках.
- Белорусское казачество активно взаимодействует с донским. Я председатель Координационного Совета казаков Украины, России и Беларуси и свою цель вижу в том, чтобы между нашими республиками были административные границы, но не было духовных. Так что с белорусскими казаками у нас очень тесные связи. Николай Дмитриевич Шелухович - тот атаман, который активно сотрудничает с нами, бывая на Дону, и многие нормативные правовые документы, которые разрабатывались на Дону, сегодня реализуются на белорусской земле, дай Бог здоровья белорусскими казакам.
- Какие проблемы обсуждались на недавнем Казачьем Круге?
- Во-первых, я отчитался о работе, проделанной войском за год, во-вторых, обратился к атаманам с просьбой поддержать инициативу воронежских казаков, принявших решение войти в состав Войска Донского. Чтобы организовать на территории Воронежской области еще два казачьих округа Войска Донского, нужно решение Круга. Ну, а основная задача, которая обсуждалась на Большом Круге, была сформулирована президентом в его недавнем выступлении.
Он сказал, что тот хрупкий мир в России, который мы создали, та стабильная ситуация, которую выстроило правительство РФ, могут разрушиться в одночасье, если мы начнем верить популистским обещаниям партийных лидеров. А именно тому, что завтра пенсии вырастут не на 50 или 100 рублей, а в 200-300 раз, а продукты питания удешевятся…
Так что я призвал казаков поддержать план Путина в дальнейшем укреплении российской государственности.
- Удалось ли, по-вашему, большевикам уничтожить казачество? Чем можно объяснить их лютую ненависть к казакам?
- Только одним – в 1917-1920 годах, когда большевики хотели резкого и быстрого переустройства Российской империи, и вообще ее ликвидации, казаки являлись оплотом российской государственности. Они всегда служили верой и правдой российскому государству, и большевики знали, что казаки - единственный народ, который не пойдет на поводу у временщиков, будет неподкупен, а потому его надо уничтожить.
Это был единственный способ побыстрее завоевать власть, поэтому и была подписана Яковом Свердловым директива о расказачивании. Где было сказано, что необходимо уничтожить все взрослое казачье население - тех, кто стоял у истоков становления российской государственности. Уничтожено было 60 процентов населения, но 40-то ппроцентов осталось. Остались наши дедки и бабки, наши малые дети. Из поколения в поколение у казаков передавалась любовь к своему Отечеству, знание казачьих традиций и ощущение на генном уровне, что казачий народ во все времена, когда России было трудно, был среди первых ее защитников.
Готовясь к встрече атаманов казачьих войск России с президентом ВВП, я сам себе задал вопрос - почему казаки, которые были, вроде бы, «за белых», в 1991 году переметнулись к «красным»? Мне вначале было непонятно. Потом я изучил историю и понял - казаки всегда были за стабильность государства, различные раскачивания российской государственности были вопреки их логике. Поэтому мы и сегодня стоим на защите интересов российского государства.
- Изменилось ли со временем что-то в отношении общества к трагедии расказачивания?
- В казачьей среде об этом говорят так же, как говорили 70, 30, 20 лет назад. Это некоторые политики, ученые, историки подлаживали свои научные изыскания под ту или ин ситуацию – при Хрущеве говорили одно, при Брежневе другое, но самое главное сказал Солженицын. Подводя итоги уходящего ХХ века, самой большой его трагедией он назвал геноцид казачества.
Не Первую, и не Вторую мировые войны, не атомные бомбы, упавшие на Хиросиму и Нагасаки, а - геноцид казачества. Человек знал, что говорил. И сегодня мы говорим то же самое - геноцид казачества страшнее многих бед, которые пришлось пережить человечеству.
И сегодня мы не стремимся «убрать» эту незаживающую рану или «засыпать овраг», который вырыло государство, - мы стараемся сделать так, чтобы современное казачество и наши кадеты были крепки духом и помнили, что в истории их народа была такая страшная трагедия. Но она не должна повториться. Поэтому так воспитываем своих юных кадет, чтобы, встав у руля власти - в хуторе, станице, районе, области, а, может, и в государстве, они не позволили повторения подобных трагедий в России.