САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Айти: остаться или уйти?

В событиях, которые сейчас происходят в Беларуси, есть удивительный факт: одной из основных движущих сил стала довольно обеспеченная и успешная часть общества - программисты

Минская «кремниевая долина» создала все условия для IT-компаний. Стартаперы в ответ заявили, что «где вайфай — там и родина. ФОТО: БЕЛТА

Казалось бы, айтишники должны быть благодарны президенту, ведь мощный IT-кластер, в котором трудятся большинство из них, был создан с помощью нынешних властей. И теперь те, кем когда-то гордился Александр Лукашенко, вместо благодарности угрожают уехать из и обвалить экономику.

Как Беларуси удалось создать такую мощную точку экономического роста? И что в существующем споре возьмет верх - прагматизм или революционная романтика?

ДЕКРЕТ № 8

Впервые о создании своей «Кремниевой долины» Лукашенко заявил в 2003 году. Под нее власти выделили 50 гектаров в Минске, здесь даже улица Программистов появилась.

Проблем с собственными кадрами вроде как не было - в республике еще при СССР была создана инфраструктура для IT. В Минске в 1959 году изобрели один из первых советских компьютеров, тут же находилось несколько учебных заведений по выпуску спецов. Появились первые законы, регулирующие правила игры. Однако до создания белорусской «Кремниевой долины» в том виде, в каком она существует сегодня, было еще далеко.

И вот три года назад появился Декрет № 8 за подписью Лукашенко, после чего количество работающих выросло почти вдвое, а в ПВТ вступило в три раза больше компаний, чем за предыдущие двенадцать лет. Еще бы: вместо привычных тринадцати процентов подоходного налога работающие в ПВТ платят всего девять. Если отчисления рядовых белорусов в фонд соцзащиты составляют 35 процентов, то здесь платят в среднем около семи. Другие налоги и вовсе обнулены. Настоящий рай для программистов всего мира! По данным МВД РБ, за последние два года сюда перебрались более 2,2 тысячи иностранцев, свыше полутора - россияне.

И белорусские айтишники стали новым брендом. Быть программером в Беларуси - модно и круто. Продуктами, произведенными здесь, пользуются во всем мире, а заказать что-нибудь эдакое в Минске предпочитают крупнейшие корпорации.

«В среде бизнесменов, работающих в сфере IT, появился афоризм: если у вас есть какая-то работа, отправьте ее в Индию, если у вас есть сложная работа - в Америку, если же у вас появилась работа, которую невозможно выполнить, - в Беларусь», - говорил гендиректор международной инвесткомпании Siguler Guff & Company Дрю Гаффа. 

Казалось бы, за создание условий айтишники должны власти на руках носить.

ЖИТЬ МОЖНО ГДЕ УГОДНО?

«Стартапы не рождаются в атмосфере страха… В ближайшее время мы начнем наблюдать массовый отток специалистов за рубеж, открытие офисов в соседних странах, замедление темпов роста IT-сектора, уменьшение инвестиций в белорусские IT-компании», - подписали в августе открытое письмо к властям почти три тысячи программистов.

С Алексеем и Сергеем, двумя товарищами, также подписавшимися под письмом, я познакомился на одном из протестных маршей. Они несли плакатик «Мы не тунеядцы, мы - программисты!». Своеобразный ответ Лукашенко, который однажды так охарактеризовал бунтарей. Мы встречаемся в кафе, и друзья заказывают блюда, не глядя на суммы против них.

- Не обеднеем, - довольно говорят они. И с легкостью озвучивают свои зарплаты: несмотря на то, что работают без малого три года и в айтишной иерархии значатся «джуниорами», каждый получает в районе двух тысяч долларов.

Они горячо клянут власти, уверяют, что благодарить те не за что, что они «сделали себя сами». Пугают превращением страны в Северную Корею. И закидывают либеральными штампами из серии «свобода лучше несвободы». Размышляя же о новой чудесной Беларуси без Лукашенко и ОМОНа, говорят о бесперспективности промышленных гигантов и колхозов, что будущее страны - только в новых технологиях. А еще с гордостью признаются, что они - из тех 55,8 процента IT-специалистов, которые, по опросам, каждое воскресенье выходят на марши протеста.

- И вся Беларусь с нами! - убеждают меня. 

- Да не вся, - спорю я. - Много видел людей, которые против ваших маршей. Те же заводы и госпредприятия работают, забастовки там провалились.

- Почему работяги не выходят? - смеются они. - А выйди, когда у тебя зарплата в тыщу рублей, а на шее - кредиты и жены с детьми. Пару раз вышел - уволят по статье, хрен ты куда устроишься. А мы - другие! Лукашенко, разрешая ПВТ, похоже, сам не понял, что создает. На нас не надавишь, гайки не закрутишь. Это государство в государстве. Мы ему не подконтрольны.

- А дети с женами, которых кормить надо, есть?

В ответ вываливается набор «современного человека XXI века»: брак - пережиток («в свободном мире можно жить и так»), дети подождут («сначала на себя поработать надо»), а жить можно где угодно.

- Весь мир в нас нуждается, - убеждены друзья. - Как говорит знакомый, «где вай-фай - там и родина». Шутка.

Шутка?

Айти: остаться или уйти?

Белорусский госуниверситет информатики и радиоэлектроники - кузница кадров для отрасли, но и его студенты оказались одержимы спорными идеями. ФОТО: БЕЛТА.

ЗА ГРАНИЦЕЙ ОЖИВИЛИСЬ

О протестном переезде (или, как здесь говорят, релокации) IT-бизнеса из Беларуси айтишники заговорили в первые дни после выборов. Судя по сентябрьскому опросу интернет-ресурса dev.by (специализируется на новостях белорусского IT-бизнеса), из-за несогласия с властями страну планировали покинуть около четверти айтишников. 

Примечательно, что как только программисты сказали о демарше, Польша и Литва тут же стали переманивать спецов. Обещают помощь в переезде, виде на жительство, контактах с заказчиками, для чего сделали несколько сайтов с подробными инструкциями.

На этом фоне удивила Украина, президент поспешил подписать указ о привлечении спецов из республики. Здесь тоже пообещали снизить налоги, помочь с видом на жительство и создать аналог минского ПВТ. Но единодушия относительно Незалежной в среде минских программистов не наблюдается.

«Украина - точно нет, - обсуждают в чатах одни. - В Киеве, помимо прочего, нужно будет полтора процента военного налога оплачивать, спонсировать убийства не собираюсь...» «У нас очень много заказов на Россию идет, вдруг им померещится, что шпионажем занимаемся?» - опасаются другие. «У меня родственники там, и что-то не хочется туда с их свободой слова, здешние дубинки массажем покажутся», - пишут третьи.

ДРУГИЕ ПРИОРИТЕТЫ

«ГДЕ ДЕНЬГИ, В ТУ СТОРОНУ И СМОТРЯТ»

Ждет ли республику массовый исход компьютерщиков?

ПРОГУЛ ПОЛИТИКЕ РОЗНЬ

В перерывах между работой и раздумьями о лучших мирах протестные айтишники умудряются усложнять жизнь властям - то сайты госслужб обвалят, то таможню остановят на несколько часов.

- Некоторым нашим клиентам приходится разъяснять своим сотрудникам, что место, где те работают, - не политическая партия, а бизнес, и это их рабочее место, на котором каждый должен выполнять свои обязанности, - приводит примеры глава юридической группы «Беляев и партнеры» Сергей Беляев. - Есть случаи, когда сотрудники сходили на митинги, потом оказались в КПЗ и не вышли на работу, - это прогул. Или бизнес должен оплачивать политические воззрения работника? Протестующие уверены, что неправильно, когда увольняют такого сотрудника. Бизнес удивляется: вы против, а страдаем почему-то мы.

- Я тоже очень сильно сомневаюсь, что будет массовый исход программистов, - размышляет депутат Нацсобрания Сергей Дик. - Такие условия, как у нас в стране, мало где есть, поэтому большинство предпочитают не путать политику с экономикой. 

С Диком мы встречаемся в стенах Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники, где он до депутатства работал первым проректором, а сегодня зашел проведать коллег. БГУИР - кузница кадров для IT-отрасли, и немудрено, что студенты вуза также одержимы революционными идеями, ежедневно устраивая сидячие забастовки. 

- Это все молодость, - продолжает он. - Посмотри на выходящих на митинги - люди до тридцати. Большинство айтишников как раз в этом возрасте, там нет пенсионеров. А молодежь - наиболее внушаемая, подвижная

и мобильная часть общества. Потом, они же постоянно сидят на определенных форумах, где также модно быть революционером. Кто-то по горячке, конечно, может уехать, но в основном считают деньги.

Как показывают последние опросы, куда бы хотели переехать айтишники, большинство хотят слинять в Европу. И Украину. Россия в самом хвосте. 

- Почему в Россию-то не хотят?

- Может быть, поэтому? - хмурится он и показывает цифры…

ВСЕГО ЧЕТЫРЕ ПРОЦЕНТА

Мы какое-то время молчим, рассматривая структуру экспорта ПВТ: 49 процентов сделанного минскими айтишниками идет в Евросоюз. В США и Канаду - еще 44. А вот цифра в графе «Россия и СНГ» до обидного мала - всего четыре процента. 

- Вот вам и ответ! Где денежки, от которых они зависят, туда и смотрят, - победно резюмирует Сергей Дик. - Туда на стажировки ездят, общаются постоянно. А сколько вы предприняли усилий, чтобы работать с белорусами? Где гранты университетов российских? Посмотрите на Китай: они приглашают наших студентов учиться, дают гранты, а потом предлагают шикарную работу в своих парках, переманивают. Ту же самую деятельность в отношении наших студентов ведет Польша. Поэтому России тоже необходимо активизировать работу в области студенческих обменов талантливой молодежью. Чтобы мы их не потеряли.

МНЕНИЕ

Игорь МАМОНЕНКО, гендиректор компании Belhard Group:

- Двое сотрудников нашей бывшей дочерней компании попросились на Украину, но столкнулись с необычным для нас низким уровнем медицины, качеством дорог, коммунальных систем. Уровень криминализации там очень высок. В Беларуси, при всех достоинствах и недостатках, понятия «ментовских и бандитских крыш» исчезли в 1996 году, и возвращаться к этому мало кому хочется. Сегодня придут эсбэушники, потом «Азов», потом еще кто-нибудь.

А вот в ЕС запрос на программистов огромный: дефицит там порядка пяти миллионов человек. Понятно, что многие просчитывают варианты. Помню, года два назад часть компаний переехала в Вильнюс, потом вернулась. Есть свои плюсы, но жить и работать там, откуда большинство литовцев уехали…

И потом, все же считают деньги. Смотрите, наши компании берутся за заказ, когда маржа составляет пять процентов. И вот вы собираете чемоданы и переезжаете, например, в Польшу. Стоимость жизни там дороже. Выходит, что программист, который получает здесь две тысячи, должен получать примерно четыре. Если не предложите ему этих денег, то вы просто его перевезете, обучите языку, а он сбежит в польскую компанию. А с ходу вы не сможете платить зарплату, которую платят местные игроки. Там конкуренция, своя тусовка, свои знакомства. Нет, основная масса из Минска никуда не поедет.

Карен КАЗАРЯН, ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций:

- Многие белорусские разработчики и так трудятся на российские компании, на аутсорсинге. При этом важный момент: стоимость жизни в Минске значительно ниже. Поэтому вопрос переезда в Россию для них не так очевиден, если можно просто продолжать работу там.

Если говорить про компании, то, к сожалению, мы пока не можем похвастаться особо привлекательным режимом для их переезда к нам. К сожалению, происходит обратный процесс - уезжают из России в ту же Прибалтику, поскольку налоги меньше, отчетности меньше, но при этом продолжают работать с российскими клиентами. В России айтишников, работающих на экспорт, ожидают ужасы нашего валютного контроля - это круги ада, особенно для молодых компаний.

Что мешает повторить белорусский опыт? Мы такие предложения писали многократно, и в правительство в том числе. Все кивали, говорили: да, хорошо! Но все идет очень-очень медленно.

- А как же объявленные льготы для айтишников?

- Недавно гендиректор компании «Битрикс» Сергей Рыжиков написал, что 90 процентов компаний-разработчиков не может получить эти льготы, мало того - тех льгот, что были, они тоже лишатся. Потому что в этом законопроекте один абзац текста написан безграмотно. Такое часто, к сожалению, бывает, когда небрежно написаны новые нормы, которые потом полгода придется объяснять исполнителям. Их сложно выполнить бизнесу, который боится, что придет налоговая и «доначислит» и налоги, и штрафы.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Киеве заявили, что после протестов туда перебрались 1,2 тысячи белорусских IT-специалистов. Польские власти сообщили, что специальные визы для работы получили уже 790 айтишников. А по словам литовцев, их предложением о релокации заинтересовались несколько компаний с суммарным штатом в 1,6 тысячи человек. В то же время, как сообщили в ПВТ, заявок о выходе из парка никто не подавал. Только в октябре в минской «Кремниевой долине» прописались еще 83 компании из РБ, США, Германии, Кипра и России, таким образом увеличив число резидентов до 969.

ЦИФРЫ

ПРИТАЩИЛИ ДВА МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ

Та самая белорусская «Кремниевая долина» - Парк высоких технологий (ПВТ) - всего в пятнадцати минутах езды от центра города. Несколько хайтековых зданий, крутая барбекю-зона, велодорожки, а на стоянках - свеженькие иномарки. Покруче тех, что стоят перед МТЗ и МАЗом. Люди, пишущие здесь

коды, программы, всевозможные игры и приложения, могут себе их позволить: сегодня в ПВТ прописано под тысячу высокотехнологичных компаний-резидентов, в которых работают около 65 тысяч программистов со средней зарплатой в 2,2 тысячи долларов - примерно в четыре раза выше средней по стране! Всего в республике, по разным подсчетам, трудятся до двухсот тысяч IT-специалистов. 

По части экономической пользы айтишники выдали налогов аж на 570 миллионов (более 17 миллиардов российских рублей). И это еще не все: доля IT-сектора в ВВП, как недавно указывали чиновники, выросла до 6,1 процента, более половины прироста этого показателя - тоже их заслуга.

Учитывая, что 90 процентов всех программных продуктов - экспорт, компании ПВТ обеспечивают постоянный приток валюты. Только в прошлом году айтишники притащили два миллиарда долларов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин заявил о деградации отношений Москвы и Берлина по вине Германии
  2. Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США
  3. Беларусь и Китай подтвердили важность дальнейшего построения равной и неделимой архитектуры безопасности
  4. Владимир Путин побеседовал с Шольцем
  5. Нижегородская область выделит 12,2 млн рублей на субсидирование авиарейсов в Минск
  6. Шольц заявил Путину, что конфликт на Украине необходимо завершить, сообщили в кабмине ФРГ
  7. Полковник СБУ Стариков: Украина вынуждена отступать на четырех направлениях
  8. Беларусь и РФ договорились об обмене электронными паспортами техники
  9. Bloomberg: Владимир Путин и Олаф Шольц собираются поговорить по телефону
  10. Forbes назвал внезапный штурм Купянска силами ВС РФ зловещим знаком для ВСУ
  11. В Беларуси не планируют повышать пенсионный возраст
  12. В ООН отметили приверженность Беларуси многосторонним усилиям по борьбе с торговлей людьми
  13. Более тысячи участников СВО подали заявки на программу «Время героев»
  14. Депутаты Госдумы инициировали проверку на тему фиктивных скидок в онлайн-магазинах
  15. В Кремле объяснили, в чем проблема работы YouTube в России

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной многодетных семей»

Поддержка бойцов на передовой и их семей, цены на продукты, ужесточение миграционной политики, демография. Темы, волнующие каждого жителя страны, Президент РФ Владимир Путин обсудил в Кремле с лидером ЛДПР, членом Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.

МНЕНИЯ

Хамелеон, добра не помнящий

Павел Родионов

Себастьян Коу, глава международной федерации легкой атлетики IAAF, да еще барон к тому же, тот еще хамелеон.

В России вновь заработал крупнейший в мире видеохостинг YouTube

Валерий Чумаков

Всё-таки, когда надо – вертикаль власти работает хорошо. Наглядный пример. 13 ноября Президент России Владимир Путин встретился с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

Пусть собаки-русофобы собственный хвост кусают

Олег Зинченко

Западный автопром заговорил о возвращении в Россию. А надо ли их пускать?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также