[51] Борис ГАНАГО:
Сегодня у Бориса Ганаго – одного из самых востребованных детских христианских писателей – 11 книг для детей и юношества и 7 составленных им сборников рассказов авторов литературного объединения «Духовное слово» (которым он же и руководит). Общий тираж составляет более миллиона (!) экземпляров. К этой цифре можно прибавить еще и пиратские издания, особенно на Украине, а также популярные аудиокассеты и CD-диски в авторском исполнении. Выходят его книги преимущественно в издательстве Белорусского экзархата и реализуются, как правило, не в книжных магазинах, а через приходы Белорусской православной церкви.
Названия ганаговских книг говорят сами за себя: «Детям о вере», «Детям о душе», «Детям о молитве», «Детям о слове», «Вера и жизнь», «Помыслы сердца», «Об образе Божьем», «О промысле Божьем», «Будем как дети», «Готово ли сердце»... Маленьких читателей в них привлекают простота изложения, доброта содержания, драматургически выстроенный сюжет. В них важнейшие нравственные уроки, на которые у пап и мам зачастую не хватает времени, преподаются детям ненавязчиво и увлекательно.
– Борис Александрович, в одном из интервью вы сделали признание, что свою жизнь делите на два периода, а лучшим считаете время после выхода на пенсию, когда вы не только стали верующим человеком, но и востребованным христианским писателем...
– Я считаю себя не писателем, а лишь популяризатором христианства, который использует для этого возможности литературы. Первое благословение митрополита Филарета я получил ведь не на книгу, а на преподавание Закона Божьего в воскресной школе при Минском кафедральном соборе. И премию «За духовное возрождение» президент Белоруссии вручал мне не как писателю, а именно как преподавателю катехизиса. Так что в моем лице в Белоруссии создан важнейший прецедент – государственная награда была присуждена за несение слова Божьего, за что раньше в нашем государстве чаще карали.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл говорил, что если бы в царской России правильно преподавали Закон Божий, то революция 1917 года не случилась бы. В «Очерках бурсы» Н. Помяловского содержится признание, что за годы учебы в духовном училище автора высекли 450 раз! Учеников принуждали зубрить материал, дескать, потом поймете. А когда они не понимали, преподаватели использовали розги… В итоге получили целые семинарские бунты. Вдумайтесь: в духовных-то училищах, где говорится о смирении и о Христе, педагоги спасались бегством от учеников! Так создавалась страна атеистов.
Поэтому после благословения митрополита Филарета вопрос о методике преподавания в воскресной школе стал для меня принципиальным. Ты говоришь им о вере, а они играют в фантики. И лишь когда я начинал рассказывать интересные истории, вставляя между ними то, что нужно по программе, фантики забывались, глазки загорались, и дети начинали меня слышать. Не так ли обращался к людям сам Христос? Ведь Он разговаривал с ними притчами, и Христос для меня – лучший педагог.
А у нас как преподают? Запишите, деточки, тему, подтему, идею… То есть думать детей не учат. Я же хотел заставить своих учеников думать, анализировать. Поэтому когда известные библейские истории закончились, мне пришлось самому их сочинять. Так я и стал писателем.
– Ваши рассказы часто построены на личном опыте?
– Редко. Самый автобиографичный из них – «Что сбудется в жизни со мною» из книги «О промысле Божьем». Его герой подал милостыню старику, и нищий ему предсказал, что он будет говорить людям слово, от которого им станет легче жить. Этот эпизод – из моего собственного детства в Омске, и мог ли я тогда подумать, что через полвека сказанное сбудется в далекой Белоруссии? Мог ли я вообще подумать, когда крестил тайно сына на дому или когда мы с женой тайно венчались в храме города Логойска, что я стану глубоко верующим человеком, а храм превратится для меня в родной дом? И что главным делом своей жизни я буду считать написание пособия по преподаванию основ православной веры?
– Что вы считаете самым важным в программе сотрудничества между белорусским государством и православной церковью на 2007-2010 годы?
– Больше всего мне нравится тот пункт, что государство планирует укомплектовать школьные библиотеки литературой, необходимой для духовно-нравственного воспитания учащихся, то есть, как я понимаю, христианской. Душе необходима пища точно так же, как и телу. У одного старца спросили, почему он снова читает Библию, ведь он ее уже читал. Он ответил: «А почему вы снова сегодня намереваетесь обедать, ведь вы же вчера обедали?»
В то же время, к большому сожалению, я не нашел в этой программе ряда пунктов, которые найти надеялся. Например, о запрете в школах конкурсов красоты. Они разрушают у ребенка чувство стыдливости. Как ему после этого вырасти целомудренным?
Пора уходить и от некоторых программных установок, которые даются детям в школах. Например, в вопросе о первичности материи к духу вряд ли сегодня правильно быть категоричным. Ребенку с детских лет внушают «бери от жизни все», создавай материальный базис. Но почему же тогда в некоторых странах, где достигнуто такое материальное благополучие, что выше трудно и представить, больше всего самоубийств и разврата?
Противостоять таким вещам можно только пробуждением в обществе духовности. Хорошо бы детям в школах изучать произведения хотя бы одного-двух представителей христианской литературы.
– Значит, мир может спасти только покаяние? А как же литература, красота?..
– Для спасения нужна религиозность в ее лучших проявлениях. Возлюби ближнего как самого себя… Что может быть выше этой заповеди? И что может быть важнее для спасения цивилизации? Когда возлюбишь ближнего, то никогда не сделаешь ему вред. А значит, прекратятся войны, исчезнет насилие, из семьи уйдет предательство супругов, люди перестанут изводить друг друга на работе, не будет больше поджигателей лесов, чтобы получить площадку для строительства, а в реки не будут сбрасывать нечистоты…
Но такую религиозность надо воспитывать. В том числе и через книгу. Если начиная с колыбельных, сказок наполнять ребенка добрыми образами, то сформируется чистая душа, способная возлюбить ближнего как самого себя.