[51] Напишут ваши имена
В Родительскую субботу, день особого поминовения усопших за веру и Отечество, иеромонах Петр совершил панихиду на антантовском кладбище, что на окраине городка Мудрос на греческом острове Лемнос. Здесь рядом с англичанами и французами, погибшими в Первой мировой войне, покоятся донские казаки, прибывшие на Лемнос на исходе Гражданской войны.
Сердце охватывает теплая печаль от соприкосновения с судьбой каждого из похороненных здесь. Всего 29 могил – 27 донских казаков, один астраханец и жена полковника Карякина Мария из Ростова-на-Дону. Большинству из них не было 30 лет. Павел Дьяков, 21 год. Умер 26 января 1921 года. Первым лег в эту землю. Рядом – старший урядник 27-летний Михаил Топилин, скончался 1 февраля 1921 года. Последнее захоронение 31 мая 1921 года – казак Вениамин Ерыженский из станицы Раздоровской, 1998 года рождения.
Донские казаки начали прибывать на Лемнос в декабре 1920 года вслед за кубанскими частями и гражданскими беженцами, которые уже к тому времени разбили лагерь в районе Калоераки на пустынном берегу большого залива. Позднее донцы перебрались на противоположный берег залива в районе города Мудрос.
Все собравшиеся на Лемносе в конце 20-го года жили только одной мыслью – залечить раны и при поддержке союзников взять реванш у красноармейцев. Для управления всеми частями Белой армии на Лемносе (25 тысяч человек) и гражданскими беженцами (предположительно 4 тысячи человек) было создано единое командование во главе с генерал-лейтенантом Абрамовым. Казачьи подразделения сохраняли дисциплину, строгую подчиненность командирам, проводили строевые марши и занятия рукопашным боем. Белая армия готовилась вернуться в Россию. Однако у союзников были на сей счет другие планы. Теперь Лондон и Париж уже не столько опасались Совдепии, сколько присутствия своих недавних союзников в Первой мировой войне – многотысячной Русской армии в Европе. Первое требование Антанты к отступающим русским – разоружиться. Вторая задача – максимально раздробить части и изолировать их друг от друга. На Лемносе французские власти, стремившиеся избавиться от 25-тысячной «обузы», преднамеренно создавали ситуации полуголода, нехватки дров, теплых вещей, палаток. Многие беженцы месяцами спали на голой каменистой земле, нескончаемо продуваемой ледяным ветром… В начале осени 1921 года Лемнос покинули последние части Белой армии. Но здесь остались сотни могил наши сородичей, умерших от ран и болезней. В районе Калоераки захоронены более 250 человек. Более 60 (!) из них – дети. Среди умерших детей – 14 в возрасте до одного года, 20 – от одного до трех лет, 13 – от четырех до десяти лет.
Обо всем этом стало известно совсем недавно. За десятилетия забвения кладбище исчезло. На его месте – пустыня. И когда наши дипломаты, работавшие в посольстве в Афинах, – Леонид Решетников и Алексей Попов – решили из чувства долга перед погибшими любой ценой отыскать место захоронений, это казалось непосильной задачей. Но чудо произошло. В Пасхальную седмицу 2004 года на краю острова они обнимались, не скрывая слез, когда сквозь колючие заросли, затянувшие каменистую землю, обнаружили выступающие края могильных плит с русскими именами. На следующий год при финансовом содействии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и при поддержке местных властей кладбище было огорожено и был воздвигнут большой белый мраморный поминальный крест. Его освятил наместник Новоспасского монастыря в Москве архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. А в этом году молодежная группа при Попечительском совете Новоспасского монастыря обнаружила в архивах Белой гвардии полный список погребенных на Лемносе и схему расположения могил.
Имена русских мучеников и исповедников православной веры теперь никогда не будут стерты временем. Идут переговоры о строительстве на погосте небольшой церкви, и предполагается, что на стенах храма будут высечены имена всех скончавшихся на Лемносе соотечественников. Однако как скоро это произойдет, зависит не только от греческих властей. Может быть, и государственные структуры, справедливо объявившие нерабочим днем День единства, возьмут на себя часть небольших, но необходимых затрат хотя бы на поддержание в опрятности могил наших предков, скончавшихся на чужбине, предпочтя смерть измене православной России.
Вячеслав КИСЕЛЕВ
О-в Лемнос – Москва