САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Дмитрий Воробьев

Не в гугле сила

Лекции - прошлый век. Молодежь убеждена, что в два клика найдет в Сети нужный материал. Поэтому эксперты предлагают иначе выстраивать систему образования в России и Беларуси

Завлечь науками молодое поколение с клиповым мышлением не так-то просто. ФОТО: Аделаида Селиверстова

СООБРАЖАЙТЕ БЫСТРЕЕ

Не с долгой дискуссии, а с места в карьер начал свое выступление профессор МГИМО Александр Стоппе на семинаре по вопросам создания единого образовательного пространства в Союзном государстве. Впрочем, еще в самом начале председатель Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева предложила открыто высказывать свое мнение, за которое «никаких карательных мер не будет».

- Молодое поколение Z, их еще называют зумерами, центениалами, в корне отличается от предыдущих. Систему образования с ними нужно выстраивать по-другому. Их не интересуют лекции, и дольше пяти минут они не держат внимание, считая, что любую информацию смогут найти в интернете. Вот только стоит отключить Сеть - и вместе с ней отключатся знания. Но наше образование должно быть настроено на них, потому что они уникальны и с ними не работают мертвые картинки из презентаций, к которым мы привыкли. Нужен игровой фактор, - убежден эксперт.

Молодежь, по его словам, хочет движения. Стоппе привел в пример акцию «Бессмертный полк». Она интересна своей массовостью, а уже через это школьники узнают историю Великой Отечественной войны. Или те же митинги, которые привлекают их сопричастностью к большим делам.

- Согласна, не срабатывают методы, актуальные двадцать лет назад, - подытожила Елена Афанасьева.

В стремительно меняющихся интересах молодежи нужно соображать быстрее. Масла в огонь подлил и коронавирус. Если уж в классе порой бывало сложно завоевать внимание ученика, то на дистанте можно сказать спасибо, что вообще подключился к зуму. Дальше никто не гарантирует, слушает ли он учителя или рубится в танчики в смартфоне. Отличительная черта зумеров - крайняя самоуверенность. Знания они хотят получать такие, которые пригодятся им в дальнейшей работе.

ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА

Вопросов и нюансов в интеграции российского и белорусского образования немало. Если Достоевского читают все, то, например, произведения белорусского писателя Янки Купалы на уроках литературы в России не проходят. Отсюда и различия в экзаменах. Если откинуть гуманитарные науки, что мешает создать единое тестирование по физике, химии и прочим естественно-научным предметам? Проблем с написанием общих учебников по ним не будет. Вопрос лишь в доказательстве их необходимости тем, кто принимает решения.

Именно о содержании образования в России и Беларуси предложил подумать член Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Виктор Смирнов.

- Я вижу четыре принципа, которые могли бы войти в стратегию по созданию общего образовательного пространства, - начал он. - Первое - единый образовательный контент, который будет положен в основу школьных предметов. Второе - единые дидактические комплексы, проще говоря, нормы того, как будут изучаться предметы. Третье - какой ожидаемый багаж знаний должны иметь выпускники. И последнее заключается в принципе воспитательных концепций - какая морально-нравственная база служит фундаментом в организации образовательного процесса в наших странах.

Один из первых шагов - совместные учебники. Подобный опыт в Союзном государстве уже есть. Ученые и историки выпустили пособие по истории Великой Отечественной войны, правда для школьников оно оказалась сложноватым.

- Обсуждали создание учебника «Россия и Беларусь - страницы общей истории» для педагогов, и я считаю, нужно продолжать работу в этом направлении, - говорит директор Национального института образования РБ Валентина Гинчук. - Пособие по истории Союзного государства - тоже важное направление.

Над ним уже работают в профильных ведомствах наших стран.

- Будет создан авторский коллектив в составе ведущих ученых-историков НАН Беларуси, учреждений высшего образования. Организационное и методическое сопровождение обеспечат Национальный институт образования и Республиканский институт высшей школы, - рассказал глава белорусского Минобра Игорь Карпенко.

Согласны эксперты и с тем, что в вопросах подхода к обучению детей нельзя рубить с плеча. И в России, и в Беларуси годами формировалась система образования. Она выстроена с учетом идеологии государства, экономических и политических особенностей. Потому

и различия между подходами объективны и закономерны.

Как итог - профильные министерства и Постоянный Комитет Союзного государства возьмут на себя разработку стратегии единого образовательного пространства, подготовку учебных пособий для учителей и сравнят нормативную базу дошкольного и школьного образования в наших странах. Союзные парламентарии займутся унификацией законодательства в образовательной сфере России и Беларуси.

КОМПЕТЕНЦИИ

МЕЖДУ НАМИ ХИМИЯ

Бесконечные реформы в системе образования наших стран практически вытеснили естественно-научные предметы, а потому инженеров сегодня днем с огнем не сыскать.

Много лет школьная программа накачивается предметами по экономике, финансам, праву и прочим гуманитарным наукам. В итоге ребята сильны в общих знаниях, но слабы в точных науках.

- Это негативно отразилось на подготовке в вузах инженерно-технологических кадров, - обратил внимание академик Российской академии образования Николай Подуфалов. - Психологи и физиологи еще не могут с точностью и объективностью учитывать способности и возможности учащихся к освоению объемов знаний.

К примеру, ведущие ученые не могут прийти к единому мнению, какой курс высшей математики должен быть заложен в школьную программу, разнятся и подходы к преподаванию той же физики.

- Требуется серьезная научная проработка - это первоочередная задача. Еще одна проблема связана с оценкой качества образования. У нас есть хороший опыт с российской стороной, и исследования нужно продолжать, - отметил начальник Научно-исследовательского центра Национального института образования Василий Русецкий.

Продолжится и обмен учителями для повышения их квалификации. Это позволит лучше понять друг друга и перенять методики преподавания.

В ВЕРХАХ

ЛЬГОТЫ ЗА ЗНАНИЯ

Белорусские школьники, победившие в Международной олимпиаде по русскому языку, получат льготы при поступлении в вузы.

О новых преференциях для ребят из Синеокой договорились министры просвещения и образования России и Беларуси Сергей Кравцов и Игорь Карпенко.

В середине декабря пройдет совместное заседание коллегий министерств и ведомств, отвечающих в наших странах за образование.

Кроме того, министры договорились провести параллельно с этим второй этап Белорусско-российского молодежного форума и Форума ректоров ассоциации вузов России и Беларуси.

И о перспективах. С 2022 года в Полоцкий кадетский корпус станут принимать российских ребятишек. По пятьдесят детей с каждой стороны будут углубленно изучать военно-патриотические предметы. В России и Беларуси убеждены, что это отличная основа для подготовки молодых людей к военной службе.

- Это хороший эксперимент в части сближения наших образовательных программ. Мы также сможем рассмотреть выдачу двойных аттестатов, - говорит Игорь Карпенко.

Предполагается, что каждый выпускник получит документы об общем и базовом образовании. При зачислении в кадетский корпус преимущество будет отдано сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и ребятам из многодетных и неполных семей.

- Мы с коллегами из Беларуси достигли предварительных договоренностей, детали предстоит обсуждать в рабочем порядке, - резюмировал Сергей Кравцов.

Бесконечные реформы в системе образования наших стран практически вытеснили естественно-научные предметы, а потому инженеров сегодня днем с огнем не сыскать.

Много лет школьная программа накачивается предметами по экономике, финансам, праву и прочим гуманитарным наукам. В итоге ребята сильны в общих знаниях, но слабы в точных науках.

- Это негативно отразилось на подготовке в вузах инженерно-технологических кадров, - обратил внимание академик Российской академии образования Николай Подуфалов. - Психологи и физиологи еще не могут с точностью и объективностью учитывать способности и возможности учащихся к освоению объемов знаний.

К примеру, ведущие ученые не могут прийти к единому мнению, какой курс высшей математики должен быть заложен в школьную программу, разнятся и подходы к преподаванию той же физики.

- Требуется серьезная научная проработка - это первоочередная задача. Еще одна проблема связана с оценкой качества образования. У нас есть хороший опыт с российской стороной, и исследования нужно продолжать, - отметил начальник Научно-исследовательского центра Национального института образования Василий Русецкий.

Продолжится и обмен учителями для повышения их квалификации. Это позволит лучше понять друг друга и перенять методики преподавания.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  2. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  3. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  4. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  5. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  6. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области
  7. Российские ПВО уничтожили 12 ракет ATACMS, выпущенных по Крымскому мосту
  8. СК Беларуси начал дело против комика Комиссаренко
  9. Владимир Путин 18-19 августа посетит Азербайджан
  10. Владимир Путин обсудил с членами Совбеза новые технические решения, применяемые в ходе СВО
  11. ВСУ нанесли удар по ТЦ «Галактика» в Донецке
  12. Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совета Республики Наталью Кочанову
  13. Сергей Пахомов: Ужесточение порядка сдачи жилья приведет в чувство собственников
  14. В Беларуси подготовились к мероприятиям на случай оспы обезьян
  15. Объём ВВП Беларуси в январе-июле вырос на 5,5%

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Курская область как момент истины

Михаил Васильев

Отвратительное глумление над пожилым мужчиной со стороны двух вэсэушников, переодетых в нацистскую форму, не оставило нам выбора – киевский режим должен быть уничтожен.

Нацизм не прошел

Павел Родионов

Фрицы рискнули было показать свое истинное рыло, но испугавшись мощного антифашистского наката спрятали его обратно.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также