САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Дмитрий Воробьев

Не в гугле сила

Лекции - прошлый век. Молодежь убеждена, что в два клика найдет в Сети нужный материал. Поэтому эксперты предлагают иначе выстраивать систему образования в России и Беларуси

Завлечь науками молодое поколение с клиповым мышлением не так-то просто. ФОТО: Аделаида Селиверстова

СООБРАЖАЙТЕ БЫСТРЕЕ

Не с долгой дискуссии, а с места в карьер начал свое выступление профессор МГИМО Александр Стоппе на семинаре по вопросам создания единого образовательного пространства в Союзном государстве. Впрочем, еще в самом начале председатель Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева предложила открыто высказывать свое мнение, за которое «никаких карательных мер не будет».

- Молодое поколение Z, их еще называют зумерами, центениалами, в корне отличается от предыдущих. Систему образования с ними нужно выстраивать по-другому. Их не интересуют лекции, и дольше пяти минут они не держат внимание, считая, что любую информацию смогут найти в интернете. Вот только стоит отключить Сеть - и вместе с ней отключатся знания. Но наше образование должно быть настроено на них, потому что они уникальны и с ними не работают мертвые картинки из презентаций, к которым мы привыкли. Нужен игровой фактор, - убежден эксперт.

Молодежь, по его словам, хочет движения. Стоппе привел в пример акцию «Бессмертный полк». Она интересна своей массовостью, а уже через это школьники узнают историю Великой Отечественной войны. Или те же митинги, которые привлекают их сопричастностью к большим делам.

- Согласна, не срабатывают методы, актуальные двадцать лет назад, - подытожила Елена Афанасьева.

В стремительно меняющихся интересах молодежи нужно соображать быстрее. Масла в огонь подлил и коронавирус. Если уж в классе порой бывало сложно завоевать внимание ученика, то на дистанте можно сказать спасибо, что вообще подключился к зуму. Дальше никто не гарантирует, слушает ли он учителя или рубится в танчики в смартфоне. Отличительная черта зумеров - крайняя самоуверенность. Знания они хотят получать такие, которые пригодятся им в дальнейшей работе.

ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА

Вопросов и нюансов в интеграции российского и белорусского образования немало. Если Достоевского читают все, то, например, произведения белорусского писателя Янки Купалы на уроках литературы в России не проходят. Отсюда и различия в экзаменах. Если откинуть гуманитарные науки, что мешает создать единое тестирование по физике, химии и прочим естественно-научным предметам? Проблем с написанием общих учебников по ним не будет. Вопрос лишь в доказательстве их необходимости тем, кто принимает решения.

Именно о содержании образования в России и Беларуси предложил подумать член Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Виктор Смирнов.

- Я вижу четыре принципа, которые могли бы войти в стратегию по созданию общего образовательного пространства, - начал он. - Первое - единый образовательный контент, который будет положен в основу школьных предметов. Второе - единые дидактические комплексы, проще говоря, нормы того, как будут изучаться предметы. Третье - какой ожидаемый багаж знаний должны иметь выпускники. И последнее заключается в принципе воспитательных концепций - какая морально-нравственная база служит фундаментом в организации образовательного процесса в наших странах.

Один из первых шагов - совместные учебники. Подобный опыт в Союзном государстве уже есть. Ученые и историки выпустили пособие по истории Великой Отечественной войны, правда для школьников оно оказалась сложноватым.

- Обсуждали создание учебника «Россия и Беларусь - страницы общей истории» для педагогов, и я считаю, нужно продолжать работу в этом направлении, - говорит директор Национального института образования РБ Валентина Гинчук. - Пособие по истории Союзного государства - тоже важное направление.

Над ним уже работают в профильных ведомствах наших стран.

- Будет создан авторский коллектив в составе ведущих ученых-историков НАН Беларуси, учреждений высшего образования. Организационное и методическое сопровождение обеспечат Национальный институт образования и Республиканский институт высшей школы, - рассказал глава белорусского Минобра Игорь Карпенко.

Согласны эксперты и с тем, что в вопросах подхода к обучению детей нельзя рубить с плеча. И в России, и в Беларуси годами формировалась система образования. Она выстроена с учетом идеологии государства, экономических и политических особенностей. Потому

и различия между подходами объективны и закономерны.

Как итог - профильные министерства и Постоянный Комитет Союзного государства возьмут на себя разработку стратегии единого образовательного пространства, подготовку учебных пособий для учителей и сравнят нормативную базу дошкольного и школьного образования в наших странах. Союзные парламентарии займутся унификацией законодательства в образовательной сфере России и Беларуси.

КОМПЕТЕНЦИИ

МЕЖДУ НАМИ ХИМИЯ

Бесконечные реформы в системе образования наших стран практически вытеснили естественно-научные предметы, а потому инженеров сегодня днем с огнем не сыскать.

Много лет школьная программа накачивается предметами по экономике, финансам, праву и прочим гуманитарным наукам. В итоге ребята сильны в общих знаниях, но слабы в точных науках.

- Это негативно отразилось на подготовке в вузах инженерно-технологических кадров, - обратил внимание академик Российской академии образования Николай Подуфалов. - Психологи и физиологи еще не могут с точностью и объективностью учитывать способности и возможности учащихся к освоению объемов знаний.

К примеру, ведущие ученые не могут прийти к единому мнению, какой курс высшей математики должен быть заложен в школьную программу, разнятся и подходы к преподаванию той же физики.

- Требуется серьезная научная проработка - это первоочередная задача. Еще одна проблема связана с оценкой качества образования. У нас есть хороший опыт с российской стороной, и исследования нужно продолжать, - отметил начальник Научно-исследовательского центра Национального института образования Василий Русецкий.

Продолжится и обмен учителями для повышения их квалификации. Это позволит лучше понять друг друга и перенять методики преподавания.

В ВЕРХАХ

ЛЬГОТЫ ЗА ЗНАНИЯ

Белорусские школьники, победившие в Международной олимпиаде по русскому языку, получат льготы при поступлении в вузы.

О новых преференциях для ребят из Синеокой договорились министры просвещения и образования России и Беларуси Сергей Кравцов и Игорь Карпенко.

В середине декабря пройдет совместное заседание коллегий министерств и ведомств, отвечающих в наших странах за образование.

Кроме того, министры договорились провести параллельно с этим второй этап Белорусско-российского молодежного форума и Форума ректоров ассоциации вузов России и Беларуси.

И о перспективах. С 2022 года в Полоцкий кадетский корпус станут принимать российских ребятишек. По пятьдесят детей с каждой стороны будут углубленно изучать военно-патриотические предметы. В России и Беларуси убеждены, что это отличная основа для подготовки молодых людей к военной службе.

- Это хороший эксперимент в части сближения наших образовательных программ. Мы также сможем рассмотреть выдачу двойных аттестатов, - говорит Игорь Карпенко.

Предполагается, что каждый выпускник получит документы об общем и базовом образовании. При зачислении в кадетский корпус преимущество будет отдано сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и ребятам из многодетных и неполных семей.

- Мы с коллегами из Беларуси достигли предварительных договоренностей, детали предстоит обсуждать в рабочем порядке, - резюмировал Сергей Кравцов.

Бесконечные реформы в системе образования наших стран практически вытеснили естественно-научные предметы, а потому инженеров сегодня днем с огнем не сыскать.

Много лет школьная программа накачивается предметами по экономике, финансам, праву и прочим гуманитарным наукам. В итоге ребята сильны в общих знаниях, но слабы в точных науках.

- Это негативно отразилось на подготовке в вузах инженерно-технологических кадров, - обратил внимание академик Российской академии образования Николай Подуфалов. - Психологи и физиологи еще не могут с точностью и объективностью учитывать способности и возможности учащихся к освоению объемов знаний.

К примеру, ведущие ученые не могут прийти к единому мнению, какой курс высшей математики должен быть заложен в школьную программу, разнятся и подходы к преподаванию той же физики.

- Требуется серьезная научная проработка - это первоочередная задача. Еще одна проблема связана с оценкой качества образования. У нас есть хороший опыт с российской стороной, и исследования нужно продолжать, - отметил начальник Научно-исследовательского центра Национального института образования Василий Русецкий.

Продолжится и обмен учителями для повышения их квалификации. Это позволит лучше понять друг друга и перенять методики преподавания.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин приехал на съезд Российского союза промышленников и предпринимателей
  2. В России появится поезд со спа-вагоном и сауной
  3. Глава КГБ Беларуси: Оппозиция планирует кибератаки на БелАЭС
  4. Госдеп США: Ракеты ATACMS были переданы Украине по прямому указанию Байдена
  5. Лукашенко считает ошибочным вывод стратегического ядерного оружия из Беларуси после распада СССР
  6. Глава ВС Великобритании объяснил, на что будет направлена новая военная помощь Украине
  7. Слуцкий: 25 апреля особый день в жизни каждого из нас – день рождения Владимира Жириновского
  8. Лукашенко заявил, что в Беларуси не будет мобилизации
  9. Лукашенко: продолжается вербовка радикально настроенных белорусских граждан
  10. Хренин: Глобальное противостояние между Западом и Востоком перешло в «горячую фазу»
  11. Лукашенко рассказал о непубличной части Концепции национальной безопасности
  12. В МИД РФ заявили, что Россия ударит по ядерным объектам НАТО в Польше при их появлении
  13. Лукашенко назвал еще одного соперника США
  14. Лукашенко: Запад рассматривает Восточную Европу как потенциальный театр военных действий
  15. Лукашенко раскрыл планы «беглых» и предупредил: разговор с ними будет не длинным

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

В Беларуси начало работу Всебелорусское Народное Собрание

Первым выступил Александр Лукашенко

МНЕНИЯ

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

Поза на пьедестале имеет значение

Геннадий Давыдько

Цена участия в Олимпиаде слишком высока

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также