Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Искусство искажения

Видеомост связал Москву и Минск: на этот раз эксперты говорили о роли новых технологий в современном мире

Психологические манипуляции льются из интернета рекой, а человек поддавшись им, порой сам не понимает последствий своих действий. ФОТО: Иван ИВАНОВ

ВОЙНА ЗА УМЫ

Название экспертно-медийного форума, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства, звучало крайне злободневно - «Информационная безопасность Союзного государства: современные вызовы и новые технологии». Особенно если вспомнить, как сейчас пытаются в соцсетях «мутить воду» в Беларуси. А события эти, по мнению многих, - тренировка перед тем, что мы увидим в России и других государствах-союзниках. И времени на раскачку нет.

Как бороться с фейками? По мнению Государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты, с искажениями и фальсификациями только системой запретов не справишься. Тут нужна очень мощная аргументированная позиция:

- Это, если хотите, война за умы. Но не в смысле оболванивания, а в смысле подачи знаний, в смысле предоставления аргументов и фактов, чтобы люди сами пришли к тем выводам, которые соответствуют правде жизни.

Согласен и председатель Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Геннадий Давыдько, который сравнивает информационную войну с нынешней пандемией:

- Мы сейчас боремся с ковидом, публикуем цифры заболевших и выживших, носим маски, моем руки. То есть что такое гигиеническая безопасность, мы понимаем. А что такое информационная безопасность, нам как-то не очень важно. Технологии, которые используются для воздействия на умы людей, обходят не только преграды здравого смысла. Эмоции взрывают человека, и он идет на площадь, совершает поступки, которые разрушают его судьбу и судьбу его родины. Вот технологии как срабатывают. Человек не понимает, что эти суицидальные действия вопреки здравому смыслу происходят благодаря влиянию на него информационных инструментов.

Чтобы противостоять, мы обязаны надеть «маски» и соблюдать «информационную гигиену» - задумываться о том, что читаем, видим и слышим.

УПУЩЕННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

В унисон с участниками экспертной сессии звучали и выступления на секции, посвященной новым и традиционным медиа. Пока, судя по оценкам директора по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Петра Лидова-Петровского, новые СМИ диктуют правила игры. Еще бы, ведь в соцсетях время от времени сидит до 70 процентов людей на планете. Об этом свидетельствовали и выступления представителей различных интернет-платформ: графики в их презентациях показывали постоянный рост аудитории.

Яркий пример продемонстрировала Наталья Лосева, заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня»:

- На YouTube, пока мы с вами смотрим на один слайд, загружается пятьсот часов видео, в WhatsApp одномоментно пишут более 40 миллионов сообщений, а 1,5 миллиона человек начинают видеозвонок. И в эти минуты пользователи звонят, смотрят, слушают, но не читают наши новости.

Участники сошлись на том, что рассказывать о Союзном государстве надо как раз через новые медиа. И уже теперь.

ТЕЛЕГРАМ КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

На пике коронавируса оппозиционные белорусские каналы в неделю тратили до миллиона долларов на раскрутку фейковых новостей.

Два дня участники форума разбирали кейсы информационных атак. «Не дать заполонить нишу фейками», «пора говорить о создании цифрового суверенитета», «нужно вводить систему инцидент-менеджмента, а не отмахиваться запоздалыми пресс-релизами», - звучали предложения.

Глава белорусского Союза журналистов Андрей Кривошеев признал, что оппоненты сделали ставку на новые медиа, а традиционные СМИ, мягко говоря, поздно спохватились.

- На вакантные ставки журналистов главные редактора брали менеджеров для работы в соцсетях. К сожалению, были случаи, когда их привлекали к дисциплинарной ответственности за это, а один был уволен за нецелевое расходование средств. При этом на факультете журналистики БГУ есть специализация «Онлайн-медиа», но выпускники идут работать в оппозиционные СМИ либо новые иностранные медиа, а в государственных не задействованы, потому что до сих пор нет должностных инструкций SMM-менеджера, модератора паблика, дизайнера графического контента, - рассказал он.

Вместе с казахстанскими коллегами они провели исследование и выяснили, что финансирование фейковых новостей и раскрутка оппозиционных Telegram-каналов обходилась в неделю в один миллион долларов.

В России, по словам члена Общественной палаты Александра Малькевича, уже создана сетка Telegram-каналов Nexta, которые в Беларуси объявлены судом экстремистскими.

- Все те эксперименты, которые, возможно, признаны успешными за рубежом по отношению к РБ, теперь будут реализовывать и у нас. Известно, что против республики подключено секретное польское спецподразделение «Черные пауки». Двести человек - кадровые военные, специалисты IT, психологи, социологи - специализируются на проведении психологических операций в интернете.

СКАЗАНО

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота:

- Интеграционное объединение создает комфортную среду обитания, и это самое главное. Однако многие не очень этот комфорт замечают, воспринимают его как воздух. Едет белорус в Россию - ни таможни, ни пограничников. И он считает, что так и должно быть. А если поехать в другую страну, то разницу почувствуешь сразу и в полной мере. В принципе, такое восприятие - как должное - это хорошо. Но хотелось бы, чтобы о Союзном государстве знали все-таки больше.

Сейчас мы взаимодействуем со специалистами «Росатома» и Министерства по делам Дальнего Востока и Арктики. Сотрудничаем по созданию такого научного кластера в арктическом регионе, который бы востребовал технологические наработки не только в России и Беларуси, но и в других странах СНГ. Во время открытия АЭС звучали разные идеи. И со стороны руководства «Росатома», и со стороны руководства Республики Беларусь. Суть их сводилась к тому, что останавливаться не надо. Какие это могут быть исследования? Это и радиационная медицина, и работы, связанные с использованием радиоактивных изотопов в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях.

КУЛЬТПРОСВЕТ

ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ?

Режиссер фильма «Ржев. Прививка от войны» представил его на специальной секции экспертно-медийного форума.

- Я, как документалист и поисковик с 20-летним стажем, разумеется, про Ржевскую битву и слышал, и работал в тех краях неоднократно, - рассказывает режиссер ленты Алексей Никулин. - Еще пять лет назад объективной картины в медийном пространстве об этом событии не видел. Либо молчали, либо, для того чтобы вызвать повышенный зрительский интерес, поливали грязью. И вот, когда полтора года назад возникла инициатива снять фильм о Ржевской битве, мы захотели посмотреть на это событие шире и рассказать о своем отношении к войне вообще.

Перед съемками Никулин вспомнил популярную советскую песню на стихи Евтушенко «Хотят ли русские войны?». Она и стала отправной точкой. Герои фильма - ветераны Ржевской битвы, поисковики, военные историки, студенты. Никулин заставляет героев смотреть внутрь себя и задаваться вопросом: что сделать, чтобы война не случилась вновь, чтобы никогда не видеть надписи на заборах «Можем повторить».

- История для современного молодого зрителя - предмет мертвый, потому что девушки и парни плохо понимают, для чего им вообще ее знать, - продолжает Никулин.

Для того чтобы посмотреть на русских со стороны, режиссер вводит в картину иностранца, немецкого музыканта, который исполняет песни военного времени на русском языке. Никулина с немцем познакомил музыкант Евгений Маргулис.

Другой главный герой фильма - 33-летний автор мемориала Советскому солдату Андрей Коробцов. По словам Никулина, скульптор достойно сыграл себя.

- Когда работал над памятником, думал о своем дедушке, который пропал без вести, - признается Коробцов. - Представлял, что памятник делаю ему.

Планируется, что фильм покажут несколько телеканалов, в том числе «Моя планета».