Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


«Самоизоляция» и «обнуление» - слова года. Так сказал Пушкин

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина назвал «самоизоляцию» и «обнуление» словами 2020 года

Записывай: са-мо-и-зо-ля-ция. ФОТО: ТАСС

Ежегодно Институт русского языка им. А. С. Пушкина объявляет список слов, которые за прошедший год чаще других фигурировали в СМИ.

В истекающем году, кроме уже названных «самоизоляции» и «обнуления», с языка не сходили «голосование», «карантин», «коронавирус», «поправки» и «удаленка». Сразу понятно, чем мы жили, и продолжаем жить. Однако мы годичной давности вряд ли в полной мере могли бы представить смысл и значения этих, хоть и знакомых, семантических единиц. А о существовании слова «коронавирус» тогда подозревали и вовсе немногие. Год назад его не было в природе сознания большинства и, стало быть, в обиходе. А вот словцо «ковид» новорожденное. И оно в этом году тоже звучало бесконечной скороговоркой, склоняясь и так, и эдак, претендуя на ведущие позиции. Но, поскольку его раньше вообще не было, а победитель определяется по росту частотности его использования на фоне трех предыдущих лет, то лишь это обстоятельство помешало «ковиду» пробиться в лидеры.

Речь, безусловно, как зеркало, отражает происходящее. Пандемия и внесение изменений в Конституцию РФ завладели умами и настроениями.

А в прошлом году мы протестовали и горели. Или: горели, протестуя.

Интересно, что исходя из исследований того же Института русского языка, в прошлом году наиболее употребимыми стали слова «пожар» и «протест». Если кто забыл, то поводами для доминирующего «мелькания» первого слова в коллективной речи, стали пожар в Соборе Парижской Богоматери и пожары в Сибири, потрясшие всех до глубины души.

Вторым по популярности в 2019-м стало слово «протест». Оно использовалось в три раза чаще, чем в течение трех последних лет. На частотность употребления этого слова в СМИ повлияли протесты в Москве, Париже, Гонконге. А еще ученые в прошлом году зафиксировали новое словосочетание «суверенный интернет».