«Арктика» будущего, чай не расплескай
Состав Российского флота пополнил атомный ледокол, которому в мире нет равных
На нем официально подняли государственный флаг, что означает включение «Арктики» в действующий флотский состав. На торжественную церемонию в Мурманск приехал Михаил Мишустин. Вместе с капитаном корабля Александром Спириным он прошел по основным отсекам, включая рулевую рубку, и, впечатленный увиденным, назвал новый атомоход произведением искусства.
Погодка в тот день выдалась самый дубак. Минус восемь. Снег. Леденящий ветер с Кольского залива. Премьер же был в легком осеннем пальтишке. Но даже не посмотрел в сторону теплой куртки, которую ему настойчиво протягивал помощник. «Крепкий мужик», - оценили стойкость главы кабинета бывалые полярные мореходы.
- Строительство этого судна потребовало больших усилий и слаженной работы. Тем более что первый этап совпал с введением антироссийских санкций. Но, несмотря на это, ледокол построен. И, что особенно важно, на российских верфях, на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Это еще одно подтверждение больших возможностей российских ученых и специалистов в атомном судостроении, - поздравил премьер создателей корабля.
«Арктика» - имя в атомном флоте легендарное и отныне переходящее. Знаменитым оно стало в советское время. Атомоход с таким названием, построенный на том же Балтийском заводе, был спущен на воду в 1972 году. И прославился тем, что первым в мире из надводных кораблей пробился сквозь вековые льды к географической точке Северного полюса. И служил безотказно до 2011 года - вел караваны судов по Северному пути, высаживал дрейфующие станции на полярные льды, проводил научные экспедиции в высоких широтах.
У моряков есть поверье: передавать счастливые, заслуженные имена кораблей по наследству. Нынешнюю преемницу легендарной старушки заложили в 2013 году. Ее крестной матерью стала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она разбила традиционную бутылку шампанского о борт судна во время спуска «Арктики» на воду в июне 2016 года.
Новый гигант прирос в длину и ширину. Сердце корабля - двухреакторная установка отечественной разработки. Исполинское могущество позволяет легко проламывать лед толщиной в три метра - предшественники справлялись только с двухметровой коркой. Для новой «Арктики» нет недоступных мест в полярных широтах. И на Полюсе уже успела побывать. Ходовые испытания продолжались больше года, порой в экстремальных условиях. В Баренцевом море ее застиг суровый шторм. И хоть бы хны - все механизмы работали, как часы. На столе в капитанской каюте не расплескался даже чай в стакане - корабельные успокоители гасили самую крутую волну. А еще атомоход легкий в управлении и маневренный, как катер. При длине корпуса в полтора футбольных поля может развернуться практически на месте.
Ни одна страна, кроме России, не обладает ни подобными кораблями, ни секретами их строительства. Изюминка «Арктики» - технология переменной осадки. Она проходит при помощи балластных цистерн, поэтому атомоход работает даже на мелководье, например, в устье крупнейших сибирских рек. Такая универсальность позволит в будущем заменить подобными ледоколами сразу два типа их предшественников и, следовательно, уменьшить общую стоимость эксплуатации флота, полностью сохранив все его возможности.
«Арктика» - головной корабль проекта 22 220. За ней последуют атомные близнецы-великаны «Сибирь», «Ямал», «Урал», «Чукотка». Столько мощная флотилия позволит, во-первых, сделать навигацию по Северному морскому пути круглогодичной, во-вторых, увеличить значительно объем перевозимых грузов. Уже в декабре «Арктика» отправится в свой первый рабочий рейс во главе каравана торговых судов.
ТТХ
«Арктика» - проект 22 220
Мощность реактора - 82 000 л.с.
Мощность на валах - 60 мегаватт
Водоизмещение судна - 33,5 тысячи тонн.