Унесенные бездной
Обнаруженный теплоход «Армения», где людей погибло больше, чем на «Титанике», таит еще много загадок
- Это одна из самых крупных морских катастроф за всю историю человечества, там погибло гораздо больше людей, чем на «Титанике», - рассказал Шойгу.
ШЕСТНАДЦАТЫЙ - И ПОСЛЕДНИЙ
Если быть точным - это крупнейшая катастрофа на море за все века. Для сравнения: трагедия «Титаника», напоровшегося на айсберг, унесла, по разным оценкам, от 1495 до 1635 жизней. Тогда как на «Армении» погибло от шести до десяти тысяч человек. Точная скорбная цифра остается тайной. Посадка на теплоход 7 ноября 1941 года в Ялте шла в панике под обстрелом врага. Никакого списка пассажиров в суматохе не составляли. Кого там только не было - врачи и раненые из двух десятков госпиталей, сотрудники пионерлагеря «Артек», бойцы частей, оборонявших побережье, партийные и советские работники целыми семьями и, конечно, простой люд - женщины, дети, старики. Думали: спасаются. На самом деле - отправлялись в ад.
До войны «Армения», краса и гордость Черноморского пароходства, была комфортабельным круизным лайнером, возила отдыхающих по курортным местам. После нападения фашистов на СССР ее призвали в ВМФ в качестве транспортно-госпитального судна. Часть кают даже переоборудовали в операционные. До своей гибели теплоход совершил пятнадцать рейсов и вывез почти двадцать тысяч раненых. Шестнадцатый стал роковым.
АДМИРАЛЫ СПАСОВАЛИ
Настоящим бичом флота в первый год войны была фашистская авиация. Счет потопленным кораблям и судам шел на десятки. Кончится тем, что взбешенный потерями Сталин своим личным приказом отправит основные силы флота в Поти и Сухуми, где их не достанут самолеты и они простоят в бездействии практически до конца войны. Увы, «Армения» до спасительного приказа не дожила - угодила под воздушную раздачу.
Крайнего в чудовищной катастрофе нашли быстро. Командование флота, поджав хвост, свалило вину на капитана судна Владимира Плаушевского. Согласно архивным документам, капитан имел приказ флотского начальства выходить в море исключительно в темное время суток, когда фашистских самолетов не было в воздухе. Но не все приказы выполнимы. Уже утром 7 ноября немцы вышли на окраины Ялты и начали обстреливать порт. Народ в панике ломанулся на судно. Капитан «Армении», опытный моряк, кавалер ордена Боевого Красного Знамени, не раз до этого попадал под удары вражеской авиации и спасал теплоход умелым маневрированием. Он понимал, что темнота была бы в помощь, но ждать дольше не мог и приказал: «Отдать швартовы!» Просевший ниже ватерлинии, перегруженный теплоход тяжело отвалил от пирса и двинулся в свой последний поход. А через несколько часов Ялта была оккупирована.
«УБИВАЙТЕ! УБИВАЙТЕ!»
«Армения» шла курсом на Туапсе в сопровождении двух сторожевых катеров. С воздуха ее прикрывала тройка истребителей. На верхней палубе судна развернули белое полотнище с огромным красным крестом. Но фашистские стервятники плевать хотели и на красный крест, и на то, что судно госпитальное. «Убивайте! Убивайте! Убивайте! - требовал от своих летчиков командующий Люфтваффе Герман Геринг. - Знайте: за всех вас отвечать буду я».
Первоначально считалось, что «Армению» атаковал торпедоносец Не-111. Выпустил по судну две ракеты - обе попали в цель. Однако, когда уже в наши дни «Армению» наконец-то нашли лежащей на дне, никаких пробоин в бортах не обнаружили. Раз так, то, стало быть, смертельный удар, скорее всего, нанес бомбардировщик Ju-88. Сбросил-то, как полагает часть историков, всего одну бомбу. Единственную! Но - хватило.
Бомба угодила в носовую часть судна, разворотив мостик. «Армения» потеряла ход и стремительно стала погружаться, зарываясь в волну. У людей, находившихся в трюме и на нижних палубах, шансов не было. Сколько человек вообще спаслось - загадка. После войны выживших очевидцев катастрофы специально никто не разыскивал. Сама тема «Армении» была табу - слишком неудобная для флотского командования. Но версии ходили разные. По одной из них, не спасся никто. По другой - счастливчиков оказалось больше восьмидесяти. Из газеты в газету в свое время кочевала история чудесного спасения некоей Анастасии Поповой. На пятом месяце беременности, в жуткий холод она якобы смогла своим ходом доплыть до берега, отмахав пятнадцать миль. Специалисты в это мало верят, мягко говоря.
- При семибалльной волне, низкой температуре и в намокшей зимней одежде добраться до берега вплавь практически невозможно. Это и мужчине не удалось бы, что говорить о женщине, тем более беременной, - считает капитан первого ранга в отставке Михаил Суходольский.
В архиве ВМФ есть справка, составленная тогда же по горячим следам. Читаем: «Когда теплоход тонул, с него сбрасывали шлюпки. На воде было до трехсот человек. Удалось спасти шестерых».
Всего шестерых из нескольких тысяч. Счастливчиков подобрали катера сопровождения.
Прикрывавшие «Армению» истребители тем временем бросились в погоню за фашистским стервятником. «Юнкерс» - машина крепкая, сбить его из пулеметиков, которые к тому же то и дело заедали, почти нереально. И крылатый пират улизнул.
Когда истребители вернулись на место катастрофы, «Армении» уже не было. Считается, что она ушла на дно всего за четыре минуты. На поверхности, по словам летчиков, плавали только два чемодана и большая коробка.
- На мой взгляд, рейс теплохода даже в тех экстремальных обстоятельствах не был заранее обреченным. Но произошло нечто такое, что застигло всех врасплох. Чудовищное стечение обстоятельств, которые нам до конца не известны, - считает военный историк, консультант Центра подводных исследований РГО Александр Скорбач.
Многие документы, в том числе рассказы спасенных очевидцев, до сих пор или засекречены, или были уничтожены раньше. Но исходя из количества пассажиров рокового рейса, нетрудно вообразить, что творилось на теплоходе в момент катастрофы. Настоящий ад! Похлеще, чем на «Титанике».
ЭКСПЕДИЦИЯ
ЗОЛОТЫЕ СЛИТКИ ИЛИ ТАЙНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ?
Новые экспедиции, одна из которых состоится в ближайшее время, позволят точнее определить обстоятельства трагедии, а быть может, установить имена всех, кто находился на борту судна. До сих пор эти люди - тысячи и тысячи - числятся пропавшими без вести. Наконец появился шанс разгадать другую тайну «Армении». Известно, что еще на пути в Ялту теплоход получил приказ по радио зайти в Балаклаву. Там сотрудники НКВД погрузили какие-то опечатанные ящики. Что в них было? Одни историки полагают, что - слитки золота или картины Русского музея. Как раз перед войной они выставлялись в Крыму, но затем бесследно исчезли. Другие считают, что в ящиках вывозились секретные документы. И тогда, возможно, капитана «Армении» в Ялте вынудили нарушить запрет комфлота о плавании в светлое время, приставив к его виску пистолет. Сотрудники НКВД торопились, ценный груз ни в коем случае не должен был попасть к врагу. И они не оставили капитану выбора. Впрочем, пока это лишь версия. Разгадка тайны - впереди.
МОМЕНТ ИСТОРИИ
ОПОЗНАЛИ ПО КОЛОКОЛУ
Погибшую «Армению» искали несколько десятилетий, но тщетно, пока к поискам не подключилось Минобороны РФ и РГО. Место трагедии было известно. Проблемы создавала глубина - до полутора километров. Работало научное судно Минобороны «Селигер». Дно, вздымая тучи ила, избороздили вдоль и поперек телеуправляемые глубоководные дроны Центра подводных исследований РГО с мощными прожекторами. И вот - исторический момент. Подводный дрон утыкается в остов погибшего корабля. На экранах мониторов исследователи видят развороченную взрывом палубу, покореженные леера, при этом в некоторых иллюминаторах даже уцелели стекла. Дрон скользит дальше, дополняя картину новыми важными деталями. Расположение палуб и надстроек точно такое, как на чертежах «Армении». Однако название судна прочесть не удается - буквы сожрала морская соль. Сомнения исчезают, когда на экране появляется судовой колокол. На нем четко видна надпись - «Армения». Теперь ошибки быть не может. Легендарный теплоход-мученик обнаружен. Это случилось в канун 75-летия Великой Победы - 26 апреля 2020 года.