САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

[47] Кологривские ипостаси

Вот написал эту строчку, отложил в сторону ручку и вдруг подумал: «И слава Богу!..» Испокон веку считалось, что железная дорога несет в глухомань цивилизацию и просвещение. Глупо спорить, но времена подвижников-просветителей, увы, прошли, а от той «цивилизации», что забит нынешний телеящик, впору самому в леса подаваться. И подаются. Но об этом чуть позже.

Вот написал эту строчку, отложил в сторону ручку и вдруг подумал: «И слава Богу!..» Испокон веку считалось, что железная дорога несет в глухомань цивилизацию и просвещение. Глупо спорить, но времена подвижников-просветителей, увы, прошли, а от той «цивилизации», что забит нынешний телеящик, впору самому в леса подаваться. И подаются. Но об этом чуть позже. В этот волшебный лесной мирок исконной русской жизни, что вращается вокруг крохотного старинного городка с диковинным именем Кологрив, поезда действительно не ходят. До ближайшей железнодорожной станции Мантурово – почти сто верст через глухие леса. Железной дороги в Кологриве нет и никогда не было, зато наличествует фундаментальное красивое здание постройки еще позапрошлого века. Не поверите, но это… железнодорожный вокзал! Дело в том, что во времена оны строившаяся железнодорожная ветка от Костромы до Вятки должна была пройти через Кологрив, но в последний момент чья-то чиновничья рука росчерком карандаша спрямила ее на карте, пустив на несколько десятков верст южнее. А усердные-то кологривчане уже приготовились встречать цивилизацию, даже вокзал построили!..
Так что передвигаются здесь по дорогам, подчас «условно-асфальтированным» и переходящим в распространенную на Руси категорию «направление движения». А потому едва ли не самый популярный здесь «железный конь» – уазик во всех его инкарнациях, крепкий и всепролазный. Впрочем, и лошадей в Кологривском краю по-прежнему изрядно. Да и как не быть, если само название городка обязывает: «коло» по-старославянски – «круг», «вокруг». То есть все вокруг этих самых грив вертится, начиная с городского герба, где в лазоревом поле помещена золотая конская голова.
Заезжего путника Кологрив завораживает и ошеломляет прямо при встрече. На въезде в город, неподалеку от поклонного креста, на обочине дороги стоит крохотная глиняная церковка, высотой человеку… едва по пояс! Все чин по чину – и колоколенка, и купола, и пределы. Только миниатюрное, игрушечное. А изваял это глиняное чудо простой мальчишка из соседней деревни. Они тут тоже особенные, ни на кого не похожие, впрочем, как и весь кологривский люд.
Раскинулся Кологрив на обоих берегах изумительной красоты реки Унжа. Если вы верите в былинные молочные речки с кисельными берегами, то вам определенно сюда. Широкая, величавая река, затененная с берегов высокими сосновыми борами, катит свои воды из соседней Вологодчины. Хрустальной чистоты воду можно пить прямо из реки. «А с чего ей грязной-то быть, – смеются местные, – сверху по Унже только родниковые ручьи да вологодские медведи купаются…»
Населен Кологрив добродушным и сердечным народом – все больше светло-русым, с глазами синими, серыми да зелеными. Да и чему удивляться: ведь никогда за всю свою историю не видели берега Унжи иноземных захватчиков – тоже для России еще та редкость!..
Городок этот, числом обитателей едва в три тысячи, сплошь деревянный, двух-, трехэтажный. В свое время даже хрущевские пятиэтажки сюда не домаршировали. По классической северо-русской форме «низ каменный, верх тесовый» – разве что дома дореволюционной постройки. А на холме, над всем этим деревянным зодчеством высится величественный красавец – Успенский собор, главная кологривская святыня.
Безлюдье – один из главных бичей нынешней российской глубинки – не обошло стороной, увы, и здешние потаенные места. Ныне в Кологривском районе вместе с райцентром – всего-то семь тысяч жителей, каких-то три московских многоподъездки. Однако край этот, загадочный и уединенный, многолик и разнообразен в своих чаяниях и мечтаниях, готов открыться внимательному путнику в самых разных своих ипостасях. Может, например, привести по лесной дороге в сказочную «страну обетованную»…

Страна Ефимия

Сказка, окружающая вас в тутошних местах везде, километрах в пятнадцати от Кологрива вдруг материализуется во вполне осязаемый образ. У самого начала проселка, что выныривает из леса на дорогу, за разлапистым кустом притаился мужичок-лесовичок, держащий в протянутой руке табличку с резной слявянской вязью: «Шаблово».
Попетляв с километр по перелескам, проселок выскакивает на обширную луговину, накрытую синим куполом неба. Здравствуй, Шаблово! Вернее, то, что от тебя осталось…
В когда-то многолюдном Шаблове сейчас обитает с полтора десятка человек, да и то людей необычных.
Главный ключ жизни здесь – семейный детский дом, который возглавляет Александр Михайлович Матюхин с женой Мариной Юрьевной. Сегодня с ними под одной крышей длинной избы бывшего колхозного детсадика живут семь приемных дочек и сыновей.
Супруги Матюхины приехали в Шаблово из Костромы в 2000 году. Я не спрашивал, почему Александр Михайлович, отставной кадровый офицер-ракетчик, решил посвятить себя воспитанию чужих детей. В каждом подобном случае – это очень личное, осмысленное решение и на обсуждение не выносится. Случилось так, как случилось.
Самому младшему, Саше, было тогда шесть лет, старшей девочке исполнилось четырнадцать. Все дети – либо сироты, либо из семей, где «веселых» родителей лишили родительских прав. Главная задача – не дать уже хлебнувшим горя маленьким человечкам заскорузнуть душой, помочь обрести смысл и цель жизни на основе соответствующего мировоззрения. Словом, начать жизнь с белого листа. Работа по дому, крестьянский труд, воспитание семейных ценностей – все под заботливой, но твердой родительской рукой. В школу – в Красный Бор, за четыре километра.
Большая матюхинская семья – это развитие и продолжение идей самого знаменитого уроженца Шаблова, известного ныне далеко за пределами Костромской губернии.
Это – Ефим Васильевич Честняков, человек, мечтавший построить на просторах своей малой родины «страну обетованную», художник, мыслитель, сказочник, педагог, народный целитель. Удивительна жизнь и судьба этого простого русского человека, крестьянского сына. Незаурядные и разносторонние таланты Ефима земляки приметили еще с юности. В Санкт-Петербургской академии художеств, куда отправился пытать счастья костромской паренек, его заметил и взял к себе в ученики сам Илья Репин. С годами пришли и успех, и признание, открывались сияющие перспективы. Однако пуповина, связывавшая Ефима с родной землей, была неразрывна. Он возвращается в родное Шаблово, где всецело посвящает себя малой родине, землякам и, главное, детям.
Все происходило вот в этом небольшом доме, родовом гнезде Ефима Честнякова, где сейчас создан музей его имени. Его нынешние хранители – Александр Михайлович, Марина Юрьевна и их ребята. Чудесный этот дом стоит того, чтобы рассказать о нем подробнее.
Первый этаж занимает созданный им детский театр. Ефим Васильевич сам писал сказки и ставил пьесы, умные, добрые, чуточку наивные, а все роли с удовольствием играли крестьянские ребятишки. Самые знаменитые – «Сказка о чудесном лесном яблоке» и «Стафий – король тетеревиный».
– Если бы у Шаблова был герб, – говорит Александр Михайлович, – на нем непременно должны были бы быть яблоко и тетерев…
На стенах – целая галерея портретов земляков. Наверное, вся деревня запечатлена здесь, где еще найдешь такую?
А еще Ефим Васильевич лепил из глины чудесные расписные фигурки и основал собственную школу детской глиняной игрушки, слова Богу, здравствующую и поныне. Экспозицию фигурок, выполненных руками нынешних юных умельцев, тоже можно посмотреть в музее. Кстати, та самая глиняная церковка у въезда в Кологрив – творение рук мальчишки, исполненного удивительного ефимовского духа.
Рискну утверждать, что Ефим Честняков – это явление прежде всего в педагогике. Впрочем, его авторитет незыблем здесь везде и во всем. Только как развивать педагогическую школу кологривского самородка за пределами его малой родины? Чиновничество существует вне времени и пространства, оно неподвластно ни реформациям, ни революциям. Даже сам Ефим, поначалу принявший Октябрьскую революцию, очень быстро разочаровался в большевиках: «Тверды, как сталь, и злы, как вошь, ничем их души не проймешь!..»
Александр Михайлович считает, что чиновничество многолико и неистребимо, его духом проникнута и официальная Церковь. Нет, к самому православию, его нравственным заповедям и наказам Матюхин относится с уважением. Недолюбливает лишь иных церковнослужителей, которых, независимо от сана, иначе как попами не называет. На этой почве уже нажил себе оппонентов и ярлык язычника и сектанта.
В качестве доказательства Матюхин извлекает из-за шкафа прелюбопытнейшую штуковину, напоминающую весло. Оказывается, весло это, тщательно сработанное и оструганное, видимо, чтобы гармонировать со скульптурной композицией, на днях было тайно присобачено неизвестным к длани того самого мужичка-лесовичка, что приветствует гостей на въезде в Шаблово. Надпись печатными буквами гласит: «Оскверненное Шаблово упраздняется – освященное Илишево прославляется. Греби к иноку Леониду, в приходскую церковну школу». И скромная подпись: «Глас Божий».
– И что же это за Глас Божий?
– А я почем знаю? – криво усмехается Матюхин. – Съездите в Илишево, спросите…
Что ж, следуя указаниям весла, «гребем» в Илишево.

Таинственный монах

Грести до Илишева километров шесть. Правда, не по красавице Унже, на высоком берегу которой стоит деревня, а по пыльному песчаному большаку.
Главная достопримечательность Илишева – трехпрестольная церковь Илии Пророка, построенная еще в 1796 году. Вернее даже сказать, не сама церковь, а ее колоритный и таинственный обитатель и хранитель – монах Леонид.
Инок Леонид – человек осмотрительный, основательный и бдительный.
На утопающем в пестрых цветах церковном дворе – торжественная тишина. Ни души. Только ветер постанывает в кронах прибрежных сосен. В дверях – загадочная записка: «Ушел туда – не знаю куда. Вернусь тогда – не знаю когда. По всем церковным вопросам обращаться к Татиане в Красный Бор». Сверху на гвоздике покачивается дощечка с надписью: «Леонид где-то рядом». То есть на самом деле инок куда-то удалился, а формулировка такая, чтобы гипотетические злодеи не расслаблялись. Если же дощечка перевернута другой стороной, то на ней можно прочесть: «Леонид здесь». И это разрешение смело дербанить в дверь.
Оказалось, что инок все же не чужд цивилизации: через доверенных людей с Леонидом удалось связаться по мобильнику и договориться об аудиенции.
– А я и не знал, что ко мне из самой Москвы пожаловали, – молвит монах после того, как мы с ним троекратно, как старые добрые знакомые расцеловались, – я ведь слукавил днем, что нету меня. В храме закрылся, чтобы не мешали, акафисты читал…
Этот высокий, жилистый человек лет шестидесяти с «хвостиком» в черном монашеском одеянии почему-то сразу располагает к себе. Может, причиной тому – натруженные крестьянские руки, может, открытый взгляд с едва уловимой искоркой все того же непередаваемого русского крестьянского хитрованства. Подвизается здесь инок Леонид вот уже одиннадцать лет.
Сам – коренной, илишевский. Односельчане знают двух Леонидов – нынешнего и совсем другого, из прежней, вовсе не богобоязненной жизни. Работал тогда Леонид лесником. Чего греха таить, и «за воротник» закладывал, и в такие переделки попадал – что мама не горюй! И палили в него, и в костре жгли, и ножи совали. Случалось, и с медведицей тет-а-тет встречался, и браконьерил, был такой грех. Но… У каждого к Храму своя дорога, и только не просто нащупав, а твердо ступив на нее, можно звать за собой других. Чем инок Леонид и занят долгие годы, будучи, как и Матюхин, искренне уверенным в своей правоте.
– Михалыч-то? Как не знать, знаю. Мужик он, может, и неплохой, но без Бога в голове. Детей своих в церковь не пускает, где ж это видано у русских людей?
– А он рассказывал, что кого-то из его мальчишек во время причастия батюшка за какую-то оплошность так по лбу крестом треснул, что шишка в полголовы. Всю охоту в церковь ходить отбил.
– Что ж, дураков везде хватает. Но Вера-то тут при чем? А может, и брешет… Они там, в Шаблове, эвон как на Ефиме ездят! И экскурсии, и делегации всякие. А на могилу-то к Ефиму я хожу, вон она, подле церкви. Потому что был Ефим истинно божьим человеком – и провидцем, и праведником. Его скоро на Соборе прославлять собираются.
Про шабловское весло я дипломатично не спрашиваю, а Леонид помалкивает…
По совести сказать, в праведных трудах и молитвах сделал инок Леонид изрядно. Обретает прежнее убранство практически порушенный дотоле храм. Внутри же – и просто здорово: все чистенько, ухожено, уютно теплятся лампады, чувствуется, что по всему прошлась заботливая и умелая рука. И все это на скудные пенсионные гроши, на скромные пожертвования немногочисленных прихожан. Но осеняет Унжу крест, и теплится перед образами лампадка, а значит, храм жив и по-прежнему готов отогревать и спасать людские души…
Еще одна забота Леонида – возрождение церковно-приходской школы. Основательное рубленое здание ее хорошо сохранилось, а для пущей сохранности инок прикрепил на заколоченных дверях табличку: «Собственность Костромской епархии».
– Что ж за учеба, что за жизнь без веры, – сетует Леонид, – это как дом на песке, а не на фундаменте: дунешь – и рассыплется…
Опять та же беда со школой – все в средства упирается. И еще – в детское редкоголосье. Безлюдеют, пустеют окрестные деревни…

В деревню, в глушь, на Унжу…

Еще одна кологривская ипостась – беглые экс-горожане. Сколько людей – столько судеб.
…Серега ходит по Илишеву только босиком. Носит бороду и длинные волосы. Спит исключительно на голых досках. Отсюда – его родовые корни, здесь могилы бабушек и дедушек. Сам же Сергей – горожанин, родился и вырос в славном граде Ярославле, где и трудился долгие годы водителем рейсового автобуса. Сюда же, в избеганную вдоль и поперек в детстве лесную деревушку, погнали его разочарование и усталость от городской суеты, стремление к кардинальным жизненным переменам.
Вечернее деревенское чаепитие – обряд чинный и степенный. Пахнет сосной, близкой речкой и духмяным травяным чаем. Ничто не отвлекает от обстоятельной беседы, разве что изредка зазвенит под лампочкой редкий уже в августе комар.
– Человек есть самое плоть от плоти матушки-природы, – назидательно говорит Сергей, с удовольствием прихлебывая душистый чай. – Каждая вещь жива, и каждая имеет свою душу. Неосторожным движением можно такого понаворотить, что самому потом страшно станет. Веточку ли сломал, комара ли прихлопнул, – уже что-то загубил…
– Что-то ты не больно в июле комаров-то жаловал, – смеются мужики.
– Это когда если кто-то нападает, то нужно защищаться, а самому никогда ничего рушить нельзя. Все в мире едино и взаимосвязано, вот и Церковь говорит, что Бог един…
– Это у нас Бог един, а у тебя, язычника, на каждое бревно по божку! – снова подначивает кто-то.
– Вот всегда так! Ну так – на крест меня, на крест!..
Сергей на дух не переносит телевизор, мишуру городской суеты и то, что называется гламурной жизнью. Однако дочку обратить в свою веру не удалось – удрала поступать в техникум, в Ярославль.
Вообще-то начало массового исхода горожан в деревню начинает чувствоваться даже в такой глухомани, как кологривское Илишево. Едут люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Костромы.
Сергей Леонидович, шестидесятишестилетний отставной полковник, доктор наук, ради бревенчатой избы под илишевскими соснами оставил Москву, налаженный быт, квартиру на Преображенке. «В конце концов надо же где-нибудь успокоиться. А для успокоения нужен покой...»
Костромской литератор Владимир Николаевич черпает на тихих берегах Унжи вдохновение, тот же самый покой и жизненную силу. «Совершенно непередаваемое чувство, когда окунаешься в тишайшую рассветную речку в густом молоке тумана...»
Местные пока все еще по привычке называют экс-горожан дачниками. Но это уже далеко не так. Потому что люди пришли сюда, каждый со своей правдой, всерьез и надолго. Скорее всего, навсегда.
Сегодня только в Кологривском районе двадцать две деревни в официальных документах именуются пугающе-безысходно: «населенные пункты без жителей». Некоторые из них я видел. Избы с зияющими глазницами окон, с переломленными крышами, словно какой-то неведомый злой великан перебил палицей их становой хребет. Яблони, обессилено склонившие свои усыпанные никому не нужными плодами ветви над покосившимися заборами. Жуткое, угнетающее зрелище.
Но я никогда не забуду и маленькую глиняную церковку, заботливо выведенную в невеликую пока высь детскими руками!

Детскими!

Александр ЧУДАКОВ,
наш спецкор
Костромская область

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также