Их нашли подо Ржевом
В Тверской области уже в пятый раз прошла международная поисковая экспедиция «Калининский фронт»
У поисковиков есть примета: когда они находят или хоронят солдата, должен идти дождь. Так природа оплакивает погибших.
- Для нас это знак, что мы все сделали правильно, - говорит руководитель поисковой экспедиции РВИО «Ржев. Калининский фронт» Сергей Баринов.
В этом году дождь лил почти все две сентябрьские недели, пока лагерь стоял в Ржевском районе и шли поисковые работы. Воду из раскопов иногда приходилось откачивать помпой. А во время церемонии прощания у подножия памятника Советскому солдату в какой-то момент начался ливень и гроза. И бронзовый монумент смотрелся очень грозно на фоне черного неба. Не прекращался дождь и во время захоронения останков красноармейцев на мемориальном кладбище Ржева.
В этом году поисковики (а их было пятьсот из пятидесяти трех регионов) за две недели подняли солдат больше обычного - семьсот четыре. Столько раньше доставали только в советские времена и в начале 90-х. Нашли двадцать медальонов, двенадцать из них удалось прочесть. Помогла лаборатория, эксперты которой с помощью специальной техники смогли выудить информацию даже с обрывка бумаги.
Копали в нескольких местах в Ржевском районе, где сражались 29-я и 39-я армии. Они должны были взять Ржев в январе 1942 года, чуть-чуть не хватило, а в итоге сами оказались в немецком котле. У деревни Медведево нашли два захоронения красноармейцев. В одной братской могиле - около двадцать погибших, во второй - больше тридцати. Тут дралась 361-я стрелковая дивизия, сформированная в Башкирии. Указала эти места поисковикам 92-летняя местная жительница Мария Зверева. Говорит, что осталась одна в деревне: кто же еще расскажет о захоронении. Она, 14-летняя, сама хоронила бойцов зимой 1942-го.
- В начале февраля Красная армия пыталась выбить немца из деревни. В нашем доме окна как раз выходили на ту сторону, откуда наступали наши, - вспоминает пенсионерка. - Немцы выставили в окнах пулеметы. Очередь и уложила всех солдатиков. Мы прятались в подвале. В конце февраля девчонки стали собирать погибших и увозить на лошадях, которые нам дали немцы, чтобы похоронить наших. Солдат сложили в две ямы. Я много раз обращалась в сельсовет, чтобы рассказать о могиле, но только сейчас откликнулись поисковики.
ФОТО: Михаил ФРОЛОВ
В захоронении обнаружили несколько медальонов. Один принадлежал сержанту Батырше Матвееву из Башкирии. Поисковики нашли родственников - сына бойца. 85-летний Валериан Матвеев, бывший техник по монтажу и ремонту сельхозоборудования, живет в той же деревне, откуда и призывали его отца. У бухгалтера-ревизора Батырши Матвеева было десять детей. Ушел он на фронт в первые месяцы войны.
- Отец был человек образованный, окончил техникум в Куйбышеве, - вспоминает Валериан Батыршинович. Он стоит возле гроба отца, сжимая в руках его фотографию, и плачет:
- Я не помню лица, но помню его руку, когда он вел меня, шестилетнего, по улице. Она была мягкая и в то же время сильная. Сейчас смотрю на его гроб и никак не могу представить, как он вот в этих полях шел в атаку на фашистские пулеметы. Что бы я сделал на его месте? Смог бы, справился бы? Пусть земля будет тебе пухом, папа. Спасибо, что я успел встретиться с тобой.
Возле деревни Муравьёво было найдено еще одно «санитарное» захоронение - в воронке от авиабомбы. Глубина почти шесть метров: здесь красноармейцев хоронили в течение года, уложены они были в несколько рядов. Его точное расположение подсказала купленная поисковиками за восемьсот евро карта люфтваффе из американских архивов.
- Мы начали копать, подняли первых пять человек, дальше еще и еще. Нашли два медальона. Но потом поняли, что сами не справимся, раскоп тяжелый, - говорит Алексей Шинкарев, заместитель председателя правления «Союза поисковых отрядов». - И тогда мы обратились в РВИО.
На помощь пришли военные и техника. Из захоронения подняли больше двухсот красноармейцев. Церемония прощания с бойцами получилась из-за дождя короткой, но очень эмоциональной. В ней принимали участие Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, спецпредставитель Президента России, председатель Попечительского совета РВИО Сергей Иванов, а также помощник президента, председатель РВИО Владимир Мединский, губернатор Тверской области Игорь Руденя.
КВИТАНЦИЯ ПОМОГЛА
Поисковый лагерь в этом году перенесли с апреля на сентябрь, но раскопки подо Ржевом шли и зимой, и ранней весной. 12 января, почти сразу после новогодних каникул, поисковики нашли в урочище Федорково медальон Варфоломея Тимофеевича Сазонова. Уроженец Рязанской области погиб 30 июля 1942 года в первый день Ржевско-Сычевской операции. Проститься с дедом на мемориальное кладбище приехал его внук Алексей:
- Хотим взять горсточку земли и отвезти в его родную деревню Шафторка на могилу жены.
Уроженца Удмуртии красноармейца Александра Малых нашли ранней весной. В яме были останки двух бойцов. У одного из погибших сохранились фрагменты кожаного кошелька с четырьмя монетами и двумя обрывками сгнившей бумаги. Это была квитанция, после сканирования и обработки которой стали четко видны фамилия и адрес владельца. Александр Виссарионович воевал в составе 227-го стрелкового полка 183-й стрелковой дивизии. Часть понесла огромные потери в первых числах августа 1942 года при прорыве немецкой обороны в районе деревни Малое Карпово. Там и нашли солдата. По базам Александр числился раненым и эвакуированным, по факту - пропавшим без вести.
Из Удмуртии во Ржев приехала внучка Татьяна:
- Мы только знали, что он пропал где-то под Москвой, что был пулеметчиком. Однажды увидела репортаж по телевидению, как поисковики нашли родственника погибшего солдата, - говорит она. - Я вот и подумала, хорошо бы и нашего дедушку нашли. Чтобы так же позвонили и сказали. А через полгода его и правда нашли. В апреле его подняли. Спасибо, что дали возможность попрощаться!
СКАЗАНО
Григорий Рапота, Государственный секретарь Союзного государства:
- Здесь никто не гонится за масштабами участников, люди приезжают сюда по велению души. Но поисковое движение становится более квалифицированным. К работам привлекается очень много ученых археологов и судмедэкспертов. Я уже не говорю, что в поисках помогает целый батальон Министерства обороны. Я сегодня с удивлением узнал, что этот батальон формируется из бывших поисковиков. Таким образом, поисковики занимаются любимым и очень нужным делом. И необходимо делать его до тех пор, пока не будет похоронен последний солдат.
Владимир Мединский, председатель РВИО:
- Из года в год поисковики по крупицам восстанавливают события Ржевской битвы. Они предают земле останки наших воинов, сохраняют историческую память. С каждым годом экспедиция становится все более и более организованной, интересной, расширяет свой международный характер. Приезжают поисковики из других стран. В этом году она впервые проходит здесь, рядом со Ржевским мемориалом, установленным в честь 75-летия Победы. Я хочу заверить всех участников экспедиции, что мы и дальше их будем поддерживать.