САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Эстонский синдром

Вызов эстонских властей, затеявших в канун Дня Победы перезахоронение останков советских воинов, несомненно, требовал жесткой реакции и российской общественности, и властей. Общественность подняла большую (и порой излишне эмоциональную) волну возмущения, государственные мужи обязаны были действовать спокойно и взвешенно.
Они обратили внимание, что треть эстонской экономики составляет российский бизнес, и именно экономические рычаги могут оказаться наиболее эффективным средством воспитания.
«Наши грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. И это недопустимо!» – весьма прозрачно намекнул Владимир Путин в президентском Послании Федеральному Собранию.
Тему продолжил первый вице-премьер Сергей Иванов, заявив, что необходимо ускорить создание современных портов на территории России. «Тем самым мы должны забрать на себя наш грузопоток», – сказал он.
Позиция власти обозначена. Она оправдана и вполне закономерна. Однако при этом выясняется, что отечественный бизнес, мягко выражаясь, разделяет ее далеко не полностью. И это весьма тревожный синдром.
Дело в том, что именно сейчас ряд крупных российских компаний затеял создавать новые транспортные мощности как раз… в Эстонии. А не в родном Санкт-Петербурге. Вкладывая в эти проекты колоссальные деньги. Из-за чего в ближайшем будущем уменьшится загрузка железных дорог, нефтепроводов и портов в соседних с Эстонией регионах РФ российскими же внешнеторговыми грузами. А эстонская экономика с 2007 года за счет российского грузотранзита будет получать до 150-170 миллионов долларов в год.
Более того, по имеющейся информации, представители этих компаний, работающих в Эстонии, дали понять, что они против экономических санкций, иначе свой персональный ущерб эти предприниматели будут вынуждены требовать с российского правительства. Даже так!
По оценкам экспертов эстонского Центра балтийских исследований и Ассоциации стран бассейна Балтийского моря, за 2007-2008 годы за счет низких транспортных тарифов многие эстонские порты увеличат перевалку российских грузов минимум на 20 процентов. Вблизи эстонско-российской границы (между Таллином и Нарвой) сооружаются, прежде всего на деньги инвесторов из РФ, крупнейшие в Балтии новые портово-железнодорожные комплексы для транзита российских грузов. К действующему терминалу Мууга (северо-западнее Таллина) и новым транзитным узлам будут подведены нефтепроводы из Ленинградской и, возможно, Псковской областей.
За март 2007 года в портах Эстонии обработано более чем на 20 процентов больше грузов, чем в марте 2006-го. А по отношению к февралю 2007 года эстонский портовый грузооборот вырос более чем на 11 процентов. Преимущественно это вывозимые из РФ нефтепродукты, алюминий, химические удобрения, лесоматериалы, зерно и уголь. В апреле – мае достигнутые показатели, по крайней мере, не уменьшатся.
По данным эстонских транспортных и внешнеторговых ведомств, 6 крупных российских фирм совместно вложат полтора миллиарда крон в дальнейшее расширение порта Мууга, запланированное к 2010-2011 годам. К тому времени к этому порту намечено проложить нефтепровод из Ленинградской области, что минимум на треть удешевит транзит российских нефти и нефтепродуктов через Эстонию.
Как пишет еженедельник «Ээсти Пяэвалехт», основные российские инвесторы в эстонские транспортно-транзитные комплексы – «Проминвесторс», «Русал», «Северстальтранс» и «Акрон». Так, «Акрон» строит новый терминал для перевозки минеральных удобрений, а фирма «Северстальтранс» («дочка» «Северстали»), которой руководит известный в Эстонии бизнесмен Андрей Филатов, создаст терминал по перевалке контейнеров и металлов.
По информации газеты «Молодежь Эстонии» (Таллин – Нарва) и других эстонских СМИ, на северо-востоке Эстонии – в порту Силамяэ, что примерно в 45 км от границы с РФ, – началась эксплуатация одного из самых крупных во всей Балтии терминальных комплексов по перевалке жидких химических грузов из России. Официальная церемония открытия терминала проходила в торжественной обстановке на территории Силамяэского порта.
Это первый объект, построенный российской компанией EuroChem на территории Европейского Союза. «Силамяэ, – утверждает эстонский аналитик Аарве Вяйхи (Тартуский университет), – был выбран российским бизнесом прежде всего по экономическим причинам. Но это ликвидировало аналогичный проект вблизи российской Усть-Луги».
По прогнозам управления Эстонских железных дорог и Центра Балтийских исследований, такие проекты в сочетании с продолжением снижения транзитных тарифов в Эстонии повысят конкурентоспособность эстонских транспортных артерий почти на треть в сравнении с аналогичными объектами в Финляндии, Ленинградской области и примерно наполовину – по сравнению с аналогичными объектами в Латвии. Развитию российского транзита через Эстонию будут способствовать специализированные терминалы на эстонских островах Саарема и Хийума и предварительно намеченное на 2010-2011 годы паромное сообщение по Чудскому озеру между Гдовом и Муствэе.
Невольно возникают вопросы. Чьи интересы для Москвы важнее: частного бизнеса или государства в целом? Как финансирование нашим бизнесом эстонских транзитных проектов сочетается с нынешней позицией российских властей? И почему при столь значительной экономической зависимости от нас эстонские чиновники ведут себя так нагло и цинично?

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также