Без срока давности
Эстонский «вирус»
«Пришло время удалить с территории Польши «советские монументы», – так сказано в недавнем заявлении «Катыньского комитета», который поддерживает небезызвестные действия властей Эстонии, инициировавшие демонтаж памятника Воину-освободителю в центре Таллина. И далее, в том же тексте: «Катыньский комитет солидарен с властями независимой Эстонии и поддерживает решение о сносе советских монументов и других памятников «красной» империи. С возмущением воспринимаем высказывания представителей властей РФ, угрожающих разрывом дипломатических отношений с Эстонией».
Аналогичная кампания снова разворачивается в Венгрии и готовится в Чехии с Румынией. Воистину, пределов кощунству быть не может.
Как сообщило Радио Варшавы, в те же дни высшее польское руководство в ходе переговоров в Варшаве с эстонским президентом тоже выразило понимание действий властей Эстонии и отметило их «смелость» и «принципиальность» в восстановлении исторической правды. Однако многие ветераны антифашистского сопротивления в Польше - подчеркнем, и некоммунистического («Армия Крайова») - выступают против надругательства над советским воинским некрополем. О чем, увы, почти не сообщают СМИ.
А накануне этих событий руководство музея Освенцима провокационно закрыло советско-российскую экспозицию в этом музее, потребовав от СССР признания факта оккупации в 1939 году бывшей Восточной Польши - Западной Белоруссии, почти всей Западной Украины и Виленского района Литвы, оккупированного Польшей в 1919 году. Так что новая антироссийская кампания в Польше началась давно, что власти РФ, похоже, упустили из виду…
Кощунству вопреки
Между тем некрополи советским воинам во многих странах бережно сохраняются, реконструируются и расширяются. Так, цветы и венки возложены 8 мая к памятнику 30 советским офицерам и солдатам, погибшим вместе с местными антифашистами при освобождении датского острова Борнхольм в Балтийском море 3-4 мая 1945 года. Памятник этот был возведен в 1946 году.
Представители Датской Короны и правительства Дании, ветераны датского Сопротивления, военного гарнизона Борнхольма и сотрудники российского посольства почтили минутой молчания память советских воинов. Состоялся там и совместный парад Борнхольмского гарнизона вместе с ветеранами Сопротивления, а также артиллерийский салют.
На копенгагенском кладбище Биспьебьерг, где захоронены советские военнослужащие, еще в конце 1940-х годов был установлен внушительный монумент, хотя уже тогда Дания вступила в НАТО. Дважды в год - 23 февраля и 9 мая - там проходят Дни Памяти. На том монументе надпись золочеными буквами: «Вечная слава русским богатырям, погибшим в боях с немецкими оккупантами!» И круглый год вокруг - живые цветы.
Торжественные мероприятия с участием представителей Норвежской Короны и правительства Норвегии прошли и у недавно обновленного памятника павшим советским воинам в северонорвежском городе Киркенес (западнее Мурманска): там погибло около 600 солдат и офицеров Красной армии. Монумент этот установлен в 1945 году.
То же уважение к воинским некрополям выражается, в том числе и на правительственном уровне, в Австрии - в Вене, Граце, Эйзенхюттенштадте. Причем в своей верхней части монумент в честь советских воинов-освободителей в австрийской столице и сегодня «содержит» профиль генералиссимуса И.В. Сталина…
«Монументы, установленные в память о погибших военнослужащих, а также места захоронения их останков - неприкасаемы», - заявил на недавней встрече с местными и иностранными журналистами в г. Оденсе главный редактор датской газеты «Нордшлезвигер» Зигфрид Матлок, комментируя действия властей Эстонии в отношении «Бронзового солдата». Но более категорично по этому вопросу высказалась на днях близкая к правительству Греции газета «Катимерини» (Афины). Она опубликовала открытое письмо влиятельных деятелей этой страны против эстонского вандализма в отношении советских воинов и экстремизма в отношении России.
Под документом стоят и копии подписей греческих национальных героев - Манолиса Глезоса и Апостолоса Сантаса, которые в 1941 году сорвали с Акрополя оккупационный фашистский флаг со свастикой и за это были расстреляны оккупантами. Они стали почетными Героями Советского Союза. Непосредственно подписали это письмо ветеран Сопротивления фашизму Леонидас Киркос и бывший министр греческого правительства - фронтовик Александрос Мангакис, а также известный греческий коммунист и композитор, лауреат Сталинской (Албания) и Ленинской (СССР) премий Микис Теодоракис.
«История осудила фашизм и гитлеровских преступников. Но мы видим, что некоторые, в том числе даже представители демократически избранных властей, обладают короткой памятью. Они пытаются переписать историю и пересмотреть итоги Второй мировой войны. Они способствуют своими действиями возрождению фашизма и национализма», - отмечено в письме.
«Что же еще должны спровоцировать эстонские власти, чтобы наконец была адекватная реакция на их фашистские устремления? Сколько еще будет продолжаться терпимость в отношении фашистского разгула в стране - члене ЕС?» - задаются вопросом авторы письма.
Алексей ЧИЧКИН
Взгляд из Израиля
Среди захороненных в Таллине солдат была и еврейская девушка, двадцатилетняя Елена Варшавская, фельдшер. Она погибла, освобождая Таллин от немецко-фашистских захватчиков, и была погребена в братской могиле в центре города, рядом со своими боевыми товарищами. Наша девушка Лена получила при рождении имя Ленина, но со временем она стала просто Еленой, и еще Михайловной: в ту пору евреи России стремились к общей судьбе со своими русскими товарищами - и находили ее, вплоть до братской могилы в Таллине.
Казалось бы, разрушение братской могилы должно было вызвать волну возмущения и в Израиле, и в мировых еврейских кругах. Газета «Уолл-стрит Джорнэл», принадлежащая американским евреям, ими редактируемая и озвучивающая интересы богатых, обычно немедленно вступается за обиженных евреев и протестует, если, не дай бог, на еврейской могиле будет нарисовано что-нибудь неподобающее.
Но на этот раз «Уолл-стрит Джорнэл» похвалила разорителей: «Уже тот факт, что эстонцы вообще сохранили мемориал, свидетельствует об их благородстве. Вы можете себе представить, к примеру, чтобы во Франции стоял памятник нацистским оккупантам?»
Разговоры о «русской оккупации» неуместны - Лена Варшавская не оккупировала Таллин, она его освобождала и заплатила за его свободу своей жизнью. Эта история должна послужить уроком: те, кто кричат о «еврейских интересах», с огромной легкостью пожертвуют ими для достижения своих целей. У них просто нет моральных соображений.
Они требуют соблюдения прав человека, когда им выгодно, и плюют на них, когда так удобнее.
Отставшие от остального мира в сладкой дреме своих националистических фантазий, эстонцы не покаялись за массовую поддержку гитлеризма, за уничтожение эстонского еврейства (в отличие от соседних финнов, которые спасли своих евреев), за то, что эстонские парни пошли служить в СС. Немцы покаялись, покаялись даже французы, но эстонцы, вина которых пропорционально выше, не покаялись.
После победы в Эстонии была проведена денацификация - теперь эстонцы называют ее «сталинским русским террором», но она была крайне мягкой. К сожалению, эстонцы не оценили этого.
Эстонские власти не привлекли к суду ни одного гражданина Эстонии, участвовавшего в преследовании или убийствах евреев во время Второй мировой войны, несмотря на наличие многочисленных доказательств. Бывший государственный прокурор Хейно Тынисмяги (Heino Tonismagi) отказался преследовать убийц евреев и коммунистов, заявив, что «эстонцы не могут быть причастны ни к каким военным преступлениям нацистов, поскольку страна в то время была оккупирована», - пишет «Джерусалем Пост».
Очевидно, что нацистский заповедник, возникший на берегу Балтики, должен быть радикально очищен от коричневых и их пособников - в интересах жителей Эстонии и их соседей.
Роберт ДАВИД. Тель-Авив
Афганцы не понимают эстонцев
Афганцы очень любят смотреть телевизор, особенно политические, информационные, музыкальные программы. Раньше они больше читали газет, но из-за войны уровень грамотности населения сильно понизился, что для многих стало проблемой. Дело дошло до того, что за бывших моджахедов, из-за войны не познавших школу, родители не отдают замуж своих дочерей. Пусть уровень грамотности и понизился, но афганцев нельзя назвать темными.
Культурные традиции общества помогают им правильно ориентироваться в ситуации, соучаствовать в событиях, даже происходящих далеко за пределами их страны. Во время моей поездки афганцы часто задавали вопрос: правда ли, что эстонские власти собираются тревожить прах советских солдат? По представлениям афганцев, это немыслимо.
Согласно неписаным законам афганского общества, каждый усопший, независимо от его национальности, происхождения и вероисповедания, подлежит упокоению. И никто не может потревожить его прах или осквернить могилу. Любой афганец, обнаруживший погибшего или умершего человека, обязан его похоронить, а на могиле установить либо приметный камень, либо шест с черным флагом. Всякий проходящий должен попросить у Аллаха прощения для усопшего.
Примеров такого отношения к погибшим в Афганистане иностранцам много. В Кабуле уже несколько веков стоит мечеть Шахид ду Шамшира на месте гибели арабского вождя, пришедшего в Афганистан с целью мести. Там же, в Кабуле, находится кладбище, где похоронены англичане, пришедшие в Афганистан с захватническими целями, и никто не оскверняет их могилы. В долине Панджшер местные жители оказывают всяческое добровольное содействие в поиске останков советских солдат и возвращении их праха на родину.
Поэтому действия Эстонии, выдающей себя за цивилизованную страну, вызывают у афганцев непонимание и возмущение, а также вопрос: что хорошего может принести в Афганистан так называемое западное общество, если оно само живет по столь варварским законам?