Слабости сильного звена
Выбрать свой профиль
Однако сегодня родителей и общество в целом больше волнуют формальные признаки преобразований: начало образования с шести лет и увеличение срока обучения с 11 до 12 лет, переход школ на пятидневку, десятибалльная система оценок и национальные учебники.
15 января 2007 года вступил в действие новый закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании». Министерство образования на этом основании утвердило стандарт общего среднего образования, разработало 42 образовательных стандарта и разослало в школы, типовой план обязательных для изучения предметов.
В 2008/2009 учебном году общеобразовательная школа вступит в завершающий этап реформы: старшие классы перейдут на профильное обучение. А принятая недавно программа комплексной информатизации системы образования на 2007-2010 годы предусматривает создание единой информационной компьютерной сети учреждений образования и электронную поддержку каждого учебника.
Специалисты вместо бакалавров
Президент лично утверждает в должности ректоров государственных вузов и ежегодно подписывает указ о создании государственной комиссии по контролю за подготовкой и проведением вступительных испытаний.
Долгосрочные правила приема в вузы и ссузы также создавались по инициативе и под личным контролем главы государства. Год назад правила утверждены его указом, а потому имеют силу закона для всех учебных заведений страны, включая негосударственные.
Стенограммы многих совещаний хранят президентские пожелания ректорам «идти от жизни» и «сохранить все лучшее из советской школы». Поэтому последние годы войдут в историю высшей школы как время создания региональных университетов в райцентрах – Барановичах и Пинске, повышенного государственного внимания к подготовке технарей по заявкам предприятий и закрепления обязательной двухлетней отработки выпускников бюджетных отделений государственных вузов.
Выпускники, правда, и раньше были обязаны распределяться. Но только с 2006 года за неявку на первое рабочее место им полагается возмещать государству расходы на свое обучение. Суммы получаются даже более внушительными, чем цена учебы на внебюджетном отделении: выпускники обязаны оплатить все, включая собственную стипендию (если она, конечно, была) и часть коммунальных расходов университета. Поэтому количество не доехавших до первого работодателя выпускников в 2007 году сократилось с 20 процентов до 5-7 процентов. Их ищут, чтобы тем самым загодя вразумить дипломированных специалистов.
Долгосрочные правила приема в вузы закрепили вступительные испытания для абитуриентов в форме централизованного тестирования и практику проведения раздельного конкурса среди городских и сельских абитуриентов.
Белорусский парламент в самое ближайшее время примет во втором чтении закон «О высшем образовании». Он тяжело и долго вынашивался, потому что депутаты, педагоги, студенты и чиновники по-разному видели будущее белорусского образования. Одни хотели взять за эталон западные образцы, другие настаивали на необходимости вернуться к советской системе. Закон призван примирить оппонентов: он закрепляет принятую в Европе двухступенчатую систему высшего образования. Только на Западе вузы выпускают бакалавров и магистров, а в Белоруссии – специалистов и магистров. Бакалавров в Белоруссии больше не готовят. Хотя несколько лет назад в стране встречались бакалавры двух видов: одни учились в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка, другие – в Белорусском государственном университете. Педагогом-бакалавром считался выпускник-отличник, прослушавший дополнительный курс. Такому уже на первом рабочем месте полагалась вторая категория и доплата к зарплате. Бакалавр из БГУ расценивался как недоученный студент, обладавший только теоретическими знаниями. С вступлением в силу закона все вузы будут выпускать специалистов, а магистратура станет обязательной ступенькой на пути в аспирантуру.
– Я считаю, что из года в год качество подготовки законов об образовании улучшается. Мы сейчас, как говорят в театре, выходим на постановку «Гамлета» – на Кодекс об образовании, – резюмировал председатель Постоянной Комиссии Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович.
Нераскрытые потенциалы
– Если бы Белоруссия была самостоятельной республикой с 1921 года, то никогда в нашей небольшой стране не был бы создан такой научно-технический потенциал, – считает бывший министр образования Белоруссии, ныне ректор Белорусского государственного университета Василий Стражев.
Белоруссия долгое время была страной недюжинных интеллектуальных возможностей и… огромного количества нераскрытых потенциалов. Флагман отечественной высшей школы – БГУ – создает систему самостоятельной работы студентов. По замыслу ее авторов, наработками ведущего вуза смогут воспользоваться все другие учебные заведения Белоруссии. Государство давно выстроило систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одаренных молодых людей. Ни один победитель предметной олимпиады, конкурса научных работ или международных фестивалей и конкурсов не остается без внимания президентских фондов по социальной поддержке одаренной и талантливой молодежи. В банке данных одаренной молодежи Министерства образования сегодня 5875 школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. За их учебой, научной деятельностью и карьерой следят добрые и внимательные глаза ответственных за кадровый резерв чиновников.
Когда каждый, а не только одаренный или талантливый, школьник почувствует такое же внимание государства и общества, мы с полным правом сможем объявить миру о том, что в Белоруссии идеальная образовательная система.