Убийственно циничный комбинатор
Он страстно мечтает о революции в России и на Украине и азартно тратит на мечту свое состояние. В апреле 2007-го в интервью британской газете The Guardian он открыл свой план силового свержения власти в России, признав, что лично финансирует его реализацию. В 2006 году на Бориса Березовского уже было заведено уголовное дело по факту призыва к насильственному изменению конституционного строя.
Как ты мне, так и я тебе
В Мюнхене на прошлой неделе наш генпрокурор Юрий Чайка встретился с британским коллегой Питером Гольдсмитом. Поговорили о насущном. Англичанин по-джентльменски предупредил, что Великобритания направит запрос на экстрадицию Андрея Лугового, которого Скотленд-Ярд обвиняет в причастности к отравлению Александра Литвиненко. Дескать, сомнений нет никаких, и пусть Россия готовит обвиняемого к выдаче. В ответ Юрий Чайка с русской вежливостью разъяснил своему визави, что, по Конституции РФ, мы не выдаем российских граждан иностранным государствам. Если обвинение будет убедительным, то Лугового тут же отдадут под суд в России. Отсидит как миленький. Прецедент уже есть. Но британский генпрокурор, выслушав Чайку с протокольной улыбкой, настаивал на своем. Дескать, убийство произошло на территории Соединенного Королевства…
Какие еще доводы приводил Гольдсмит, неизвестно. В это же время в Лондоне писатель-эмигрант Юрий Фельштинский, заклятый враг ФСБ и близкий соратник политического беженца Березовского-Еленина, заявил, что Луговой нелегально и по поддельным документам посещал Лондон. В подтверждение писатель представил в полицию квитанцию банкомата на имя Лугового от 12 октября 2006 года. Откуда взялась квитанция у писателя – оперативно-следственная тайна самого писателя. О приезде Лугового в Лондон следователи Скотленд-Ярда даже не подозревали. Выходит, главным оперативником, следователем и обвинителем по делу об отравлении Литвиненко является писатель, автор книги «ФСБ взрывает Россию».
Однако Юрий Чайка, попутно затрагивая тему запроса Генпрокуратуры РФ британскому правосудию на выдачу Березовского, не стал связывать между собой встречные требования. Дела Березовского и Лугового абсолютно разные и намеки в СМИ на обмен телами неуместны. Разведчиков обменивают. А обвиняемых в уголовном преступлении – пока нет.
Кстати, о разведчиках. Немногим более года назад ФСБ раскрыла агента британской разведки в России. Слабым звеном, как всегда, оказалась система связи, хотя она была суперсовременной. Ретранслятор радиодонесений, представлявший собой мощный мини-компьютер с приемопередатчиком, был замаскирован под придорожный камень. Он-то и подвел – сломался. Тогда сотрудники ФСБ шпиона арестовали, а над британскими разведчиками посмеялись. Спустя время, используя дело Литвиненко как повод, британская контрразведка устроила в СМИ массированный демарш против ФСБ и Путина. Наверное, мстили за провал и насмешки. Андрей Луговой, как и Литвиненко, был сотрудником ФСБ. А судить сотрудника ФСБ, выданного собственным государством, – кайф выше райского.
Бывший посол Великобритании в России и экс-председатель британского Объединенного комитета по разведке сэр Родерик Брейтуэйтдал 25 мая 2007 года в эксклюзивном интервью «Интерфаксу» сказал:
«В этом вопросе (отравление Литвиненко. – К.А.) есть разные версии, но я им не доверяю, потому что они не основаны на фактах. Ясно, что оно кем-то было инспирировано. Говорят, что Путиным, Кремлем. Я этому не верю. Мы не знаем, кто организовал убийство, так что спекулировать на эту тему не стоит… Конечно, между Великобританией и Россией отношения не очень хорошие по разным причинам. Есть проблема, связанная с экстрадицией и Бориса Березовского. У меня свое мнение по поводу Березовского, я в этом смысле не очень отличаюсь от русских».
«Что в имени тебе моём…»
Борис Абрамович Березовский придает большое значение символике. Удачную фирму по отъему денег у населения он назвал АВВА, что с семитских языков переводится как «отец, мудрец, старец». В католичестве – аббат. В эмиграции он стал Платоном Елениным. Платон – древний философ-идеалист, ученик Сократа, автор теории идеального государства из трех сословий: правителей-мудрецов (!), воинов-чиновников, крестьян-ремесленников. Фамилия Еленин, можно догадываться, происходит от Ленин с префиксом Е, который в научной символике означает НЕ или АНТИ. Может, Еленин от имени Елена вместо Лена, но это было бы мелко. Во всяком случае, под Елениным скрыто два великих имени: Ульянов и Березовский.
Милена Острогорская, кандидат психологии, комментирует: «Это игра воображения, распространенный склад психики людей, который в народе называют детским умом. Просто говоря, человек развивается физически, обладает природными талантами и профессиональным опытом, но духовно остается фантазером, изобретательным, безответственным и даже капризным ребенком. По мере взросления, даже будучи гением, он бывает беспомощным в решении несложных бытовых задач, склонен к истерике. Вспомните, например, Эйнштейна, других великих «детей» из творческой среды».
Конкретно по Березовскому: «Создается впечатление, что человек ужасно обижен. Он – гениальный бизнесмен. Великолепен, неуловим, почти всевластен. Он на верху финансовой элиты. Он на виду, на устах у миллионов... И никто не ценит! Правительство РФ, вместо того чтобы призвать такого умницу в главные советники, на весь мир объявляет его аферистом и грозит прищучить. Это его-то, владельца личных политиков, СМИ, замков! Несправедливо, черт возьми! Такой вот человечище – и вдруг обозвать вором... Факт, что Березовский изо всех сил – и притом максимально скандально, явно напоказ – гадит Кремлю.
Если говорить о диагнозе, то это – так называемая гистрионная личность: умный, деятельный, властный, жаждущий безграничного признания и почета; очень самоуверен (небезосновательно, впрочем) и, как все истерики, жуткий эгоцентрист. Для такого человека «ужас непризнания» – почти святотатство. Но диагноз-то – шут с ним. Важно другое: мотив. Вариантов вижу четыре.
1. Обида, желание привлечь к себе внимание (а в идеале – вызвать сочувствие и восхищение) мировой общественности. То есть просто истерика.
2. Личная обида и личная месть – конкретным лицам, команде или конкретной стране. Уязвить всеми доступными средствами и максимально болезненно.
3. Он чем-то чрезмерно обеспокоен и старается, с одной стороны, показать России зубы, а с другой – поднять такой крик, чтобы просто так, без международного скандала, достать его уже не могли.
4. Он – игрок и актер. Удовольствие в самом процессе. Ему нужно постоянно быть на устах, в гуще событий, пусть и скандала – все равно. Зычная слава. Драйв. Адреналин. Биение жизни. А все обидки – ерунда, просто повод.
Возможно сосуществование всех четырех мотивов. Великолепная ярость, гений бесчинствует: Россия не умеет ценить свои таланты. А может, стоит просто попросить у него прощения? Был бы жив Маркс, он бы оценил...»
На вопрос, что будет со страной, если такой «психотип» окажется у власти, Милена отвечает: «Абсолютная власть в руках такого «ребенка» – вселенская катастрофа. Эти люди всегда над обществом, очень деятельные и не терпят возражений». Вот тебе и Еленин с Лениным! На вопросы в развитие темы психолог с лукавинкой отвечает: «Другими радикальные идеалисты не бывают, а материалисты – просто бандиты».
«Государство – это я»
Политическая карьера Березовского в ельцинской России была такой же бурной, как предпринимательская. Он следовал неизменному принципу: «политика – это бизнес, а бизнес – политика». Его идеалом стал миллиардер Сорос. Став при Ельцине сказочно богатым, Борис Березовский захотел стать влиятельным политиком в богатой ресурсами дезорганизованной России, а там, глядишь, и на мировом уровне, если этими ресурсами правильно распорядиться.
Борис Абрамович, заняв пост заместителя секретаря Совета Безопасности РФ в 1996 году, а через год – исполнительного секретаря СНГ, опубликовал свою программу, по которой исполнительный секретарь должен обладать особыми надгосударственными полномочиями. Однако осуществиться планам было не суждено.
Борис Ельцин в декабре 1999 года передал свои полномочия Владимиру Путину. Кандидатуру предложил Ельцину Березовский, по его же словам. Но после законного избрания Путина в 2000 году Президентом Российской Федерации карьера олигарха резко пошла на спад.
Борис Березовский обижен и, создав оппозиционную праволиберальную партию, делает заявку на подконтрольную законодательную власть и президентский пост. Отныне Березовский, учитывая его способности и финансы, стал прямым оппонентом президента Путина. В эмиграции он создает Фонд гражданских свобод для финансирования оппозиции.
По свидетельству тележурналиста Владимира Соловьева, Борис Березовский выбрал своеобразную стратегию политической борьбы. Осознавая, что президентом России ему не стать, Березовский в 2003 году предлагает Соловьеву баллотироваться на президентский пост. Он обещает тележурналисту поддержку правых, но при условии, что Соловьев, став президентом, будет исполнять волю Березовского, назначив его министром иностранных дел или секретарем Совета Безопасности.
Чтобы достичь цели, нужна «сакральная жертва», дискредитирующая Путина как гаранта конституционных прав и свобод. Образ Путина, бывшего офицера КГБ-ФСБ, должен приобрести зловещие черты. Кто будет «сакральной жертвой», Березовский не сказал. После этого Владимиру Соловьеву стала ясной предложенная перспектива: либо он марионетка Березовского, либо «сакральная жертва».
Неожиданное исчезновение в феврале 2004 года бывшего секретаря Совета Безопасности РФ Ивана Рыбкина, убежденного оппонента Путина и союзника Березовского, в самый разгар предвыборной борьбы за президентский пост заставило Владимира Соловьева выступить на радио, упреждая возможное «сакральное жертвоприношение». Об этом Соловьев написал в своей книге «Русская рулетка».
После свидетельств Владимира Соловьева логика дальнейших событий выявляет стремление одержимого властью олигарха посадить в Кремль любым путем своего человека, безропотного слугу и заложника его бизнеса. Тема «сакральной жертвы» проходит красной нитью в политической игре Березовского.
Репетиция «гражданских свобод» для России
Борис Березовский очень гордится учрежденным им в США Фондом гражданских свобод (ФГС). По его словам, только на подготовку и проведение «оранжевой» революции 2004 года на Украине через фонд было затрачено 75 миллионов долларов. Своих ли?
Политический кризис начался с убийства в сентябре 2000 года журналиста Георгия Гонгадзе. По всем признакам журналист стал подготовленной «сакральной жертвой» в ультимативной борьбе «оранжевых» за президентскую власть.
Спустя четыре года после этих событий во время предвыбороной президентской кампании 2004 года Виктор Ющенко возвратился из поездки в Швейцарию с симптомами неизвестной болезни. Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело по факту отравления кандидата в президенты. В СМИ тут же заговорили о руке Москвы и происках ФСБ, о «российском диоксине», которым якобы отравили Ющенко. Сам Виктор Ющенко очень вяло и невнятно реагировал на то, что с ним произошло.
В ходе предвыборной кампании Виктор Ющенко пообещал расследовать до конца дело об убийстве Георгия Гонгадзе. Но 4 марта 2005 года, за несколько часов до дачи показаний, был найден мертвым в своем доме Юрий Кравченко, главный свидетель по делу и один из фигурантов скандальной аудиозаписи, сделанной офицером президентской охраны Николаем Мельниченко в 2000 году. По словам дочери Кравченко, «отец намеревался рассказать все как было».
Позже в своем заявлении 28 апреля 2005 года в Вашингтоне Николай Мельниченко демонстративно отмежевался от «международной группы Березовского», куда, по его словам, входят Борис Березовский, Александр Гольдфарб, Юрий Фельштинский и Александр Литвиненко (соавторы и друзья), Юрий Швец (организатор экспертизы аудиозаписи в США), Александр Жир, Александр Волков и др. Мельниченко уличил Березовского в «попытках взять под свой контроль высшее руководство Украины». Тем самым офицер охраны обезопасил себя от возможной роли очередной «сакральной жертвы» после Гонгадзе.
Цель оправдывает средства
В России в эти годы ситуация была гораздо сложнее. Тем не менее бросается в глаза технологическая схожесть некоторых событий с украинскими.
Серия взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999 года была опасной провокацией нестабильности. Каждый теракт вбивал клин между Кремлем и населением, между Москвой и Чечней. Но истинные заказчики терактов, финансисты, организаторы и кукловоды «солдат свободы», остаются в тени до сих пор.
Конечно, нельзя приписывать Березовскому эти теракты, хотя известна его прямая связь с лидерами бандформирований в Чечне. Но жертвы-то были «сакральными»!
Позже в этой теме все же проявляется Фонд Березовского. Функционер ФГС Ю. Фельштинский с А. Литвиненко издает книгу «ФСБ взрывает Россию». Написана книга явно тенденциозно, с расчетом на эмоциональное, а не на аналитическое восприятие, и хорошо вписывается в стратегию провокаций, которой подчинялись террористические акты в городах России. В России за распространение книги взялось агентство ПРИМА-Ньюз, возглавляемое Александром Подрабинеком, бывшим директором ФГС в России.
Потом последовали другие сверхжестокие теракты с массовой, опять же «сакральной», гибелью невинных людей. Печальным итогом этой серии терактов можно назвать убийство известного публициста-исследователя Пола Хлебникова 9 июля 2004 года в Москве. Он писал о мафиозных связях между чеченскими сепаратистами и российскими миллиардерами, включая Березовского, их роли в чеченской войне, готовил новую разоблачительную публикацию.
Немногим позже 1 сентября 2004 года по дороге в Беслан была отравлена Анна Политковская. Диагноз поставлен в больнице г. Ростова-на-Дону. Симптомы: быстрый переход от плохого самочувствия к коматозному состоянию. Яд, вызвавший отравление, не определен. По уже дурному обычаю, в СМИ стали искать отравителей среди агентов ФСБ, якобы исполнявших волю Кремля. В октябре 2006 года гражданка США Анна Политковская все же была застрелена. Но в связи с этим в Москве «оранжевых» настроений не возникло, если не считать акции «Россия без Путина!» в День политзаключенных 30 октября 2006 года, проведенной как будто по заранее согласованному плану. На акции, организованной Гарри Каспаровым, присутствовали всего около 300 человек.
Вслед за этим – сенсация из Лондона. Скандальный эмигрант Александр Литвиненко, едва получив британское подданство, был отравлен и умер 23 декабря 2006-го. Он был хорошо знаком с Политковской. Две смерти оппозиционные и зарубежные СМИ соединили, обвиняя ФСБ и «режим Кремля» как раз к началу саммита в Хельсинки с участием Путина.
Ядовитую «сакральную» серию замкнуло отравление Егора Гайдара в Дублине 24 ноября 2006 года. Диагноз лондонских и московских врачей: отравление. Симптомы: быстрый переход от плохого самочувствия к коматозному состоянию. Яд, вызвавший отравление, не определен. Рука Москвы не проявилась: Гайдар лечился в Москве. Зато проявилась характерная медицинская традиция акций.
Случай с Егором Гайдаром был явно рассчитан на реакцию не только «оранжевых», но и всех правых политических сил, в том числе его детища – СПС. Не получилось.
Особое место в политической стратегии олигарха занимает убийство сопредседателя партии «Либеральная Россия» Сергея Юшенкова 17 апреля 2003 года. До убийства 7 декабря 2002 года в Санкт-Петербурге прошел экстренно созванный чрезвычайный съезд «Либеральной России», на котором контроль над партией возвращался Березовскому, – в то время в партии все больший вес приобретал Юшенков. Накануне убийства партия «Либеральная Россия», созданная в 2001 году при участии Бориса Березовского, была официально зарегистрирована. Регистрация формально освобождала Юшенкова от опеки Березовского и сводила на нет решение съезда о лишении его полномочий, что определяло мотив убийства.
В июле 2006 года ФГС была создана организация Политическое совещание «Другая Россия». Инициаторами и лидерами стали Гарри Каспаров и отставной чиновник Михаил Касьянов. Очевидно, что объединительной идеей «Другой России» может быть только одно общее для всех учредителей – коммунистов и антикоммунистов – желание: «Россия без Путина!» В остальном они непримиримые враги. Это все та же стратегия известного олигарха, подчиненная амбициозным планам и «оранжевым» технологиям, включая «сакральные жертвы».
Совсем недавно к лидерам «Другой России» примкнул председатель совета директоров «Юкоса» Виктор Геращенко, который дал согласие баллотироваться на пост президента в 2008 году. Но под каким лозунгом, если Путин уходит по закону? Или «Россия без Путина!» означает вместо выборов иное? Предложение Виктору Геращенко сыграть в «русскую рулетку» поступило от шахматиста Каспарова, терпящего неудачу в политике и поэтому подходящего на роль «сакральной» жертвы. Каспаров умеет просчитывать ходы.
Став при Ельцине сказочно богатым, Борис Березовский, словно старуха из известной сказки Пушкина, захотел стать влиятельным политиком в богатой ресурсами дезорганизованной России, а там, глядишь, и на мировом уровне.
Кирилл АРТЮХОВ
P.S.
Гольдфарб Алекс (Александр)
Директор Фонда гражданских свобод с момента его регистрации в США Борисом Березовским в декабре 2000 года (начальный капитал - 25 млн долл.). В СМИ его также называют исполнительным директором, вице-президентом и президентом фонда. Родился в 1947 году. Окончил биолого-почвенный факультет МГУ. В 1975 году эмигрировал в Израиль, проживал в Германии, США. Гражданин США, профессор Колумбийского университета. Считает себя исследователем в области медицины. В течение 10 лет возглавлял отделение Фонда Сороса в Москве. Близкие отношения с Березовским поддерживает с 1995 года. Имеет обширные связи в правительственных кругах США, включая Госдеп и ЦРУ, и за рубежом. По поручению Березовского вывозил Александра Литвиненко в Лондон из Анкары и Николая Мельниченко из Варшавы. Курировал деятельность Литвиненко до самой его смерти. По словам Гольдфарба, Фонд гражданских свобод в России действует.