«Единая государственная… афера»
О том, чем обернется эта афера для нашей страны, мы говорим с президентом Всероссийского фонда образования, доктором педагогических и философских наук, академиком РАЕН Сергеем КОМКОВЫМ.
– Единый госэкзамен – всего лишь эпизод в реализации так называемого «Русского проекта», утвержденного в начале 90-х годов на Западе, – уточнил Сергей Константинович в начале беседы. – Цель этого плана – максимально очистить Россию от населения, стать хозяевами ее огромных территорий, превратить в сырьевой придаток. Осуществление этого проекта подразумевало проведение в России ряда «реформ» – административной, военной, судебной, в социальной сфере и т.п. И самое главное – «модернизацию» образования, потому что «новый человек», который нужен США на территории порабощенной России, должен быть лишь бессловесным придатком «трубы». Ему надлежит быть тупым исполнителем, лишенным знаний, образования, интеллекта и присущего русским людям духа сопротивления. Выполнению этой задачи и служит ЕГЭ как орудие оглупления подрастающего поколения.
– Видимо, в России должен быть своего рода «штаб», филиал, который бы проталкивал эту разрушительную затею в школы и вузы…
– Этот штаб давно создан на грант Всемирного банка и называется Высшая школа экономики. «Научную» работу в нем ведет Евгений Ясин, а в качестве бессменного ректора вот уже 15 лет подвизается Ярослав Кузьминов. В свое время это был молодой кандидат наук, защитивший диссертацию по проблемам трудовых отношений в первобытном обществе. Туда, судя по всему, он нас и тащит.
Все великие разрушительные почины, в том числе и в образовании, обосновываются именно в этой «Вышке» и через нее проталкиваются. Меняются президенты, премьеры правительства, но всегда на своих местах Лившиц, Якобсон, Ясин… Они успели поработать уже и в Белом доме, их имена всегда на слуху.
– Шесть лет назад вы сразу выступили противником Единого госэкзамена, хотя его начали внедрять в виде эксперимента. Почему?
– Напомню, что такое ЕГЭ. Это замена устных и письменных экзаменов выпускников их тестированием. По каждому предмету ребятам предлагают варианты ответов. Нужно только «угадать» правильный из них и поставить против него «галочку». Так можно набрать до 100 баллов, при этом выпускные экзамены одновременно становятся и приемными в вуз. Абитуриент, набравший проходное количество баллов, отсылает свой сертификат в понравившийся ему институт, по которому «могут зачислить парня из самой далекой глубинки». На словах все красиво.
Нам в очередной раз рассказали несколько затертых мифов и предложили им поверить.
Миф первый. Будто ЕГЭ позволит искоренить коррупцию. Мол, теперь, когда «баллы решают все», берущие взятки репетиры-преподаватели вузов и члены приемных комиссий останутся с носом. Интересный подход, не правда ли? Значит, вы, господа образованцы, соглашаетесь с тем, что в институтах взяточники остаются на местах, только придумали обходные пути, чтобы они не получали «на лапу»?
На деле для них открываются новые коррупционные лазейки. Мы уже в этом году получили массу сигналов, как прекрасно сдавали ЕГЭ в ряде школ. Там помещения классов поделили на «платные» и «бесплатные» места. На одних усадили ребят, чьи родители отвалили солидный куш за высокие баллы, на другие – детей неимущих или просто честных родителей.
А в тиши соседней аудитории сидела группа специально подобранных учителей, которые начинали выполнять задания, как только распечатывался пакет с экзаменационными вопросами. Потом их ответы тихонечко раздавали «платникам». Тем оставалось только проставить в нужных местах «галочки» в бланках и получить свои заветные 95 баллов. Известны уже и тарифы: так, по заявлениям учителей и родителей, за выполнение 100-балльного экзамена надо было выложить примерно 2000 долларов.
Второй миф. Мол, теперь ребенок из самой глухой деревеньки, юрты или аймака может поступить в самый престижный московский вуз. Однако у института, получившего сотни сертификатов, всегда есть выбор. Вот вам новая коррупционная дыра: всегда можно под предлогом «оказания материальной помощи» содрать с родителей желающего поступить приличную сумму. Попробуй потом проверь: почему предпочтение отдали мальчику с Рублевки, а не девочке из Урюпинска.
Тестовая форма оценки знаний опасна еще и тем, что ведет к банальному натаскиванию учеников. Они понимают: учиться больше не обязательно! Незачем искать, творить, стремиться получать глубокие знания, надо лишь навостриться «угадывать». Вместе с тем ЕГЭ отсеивает от вузов самых талантливых ребят, имеющих нестандартное мышление. Они-то, как правило, с этим тестированием не справляются. Сертификат с самым высоким баллом ничего не говорит институту о личности абитуриента. Насколько верно он выбрал профессию? Не ошибся ли? Обучаем ли по ней? Вот почему многие, особенно творческие вузы, на первый план выводят собеседование. Ни Ломоносов, ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Менделеев не справились бы с ЕГЭ. Об этом много раз говорил ректор МГУ Виктор Садовничий, который категорически возражает против введения его на факультетах университета.
– Ректор МГУ – это очень большая величина. Кто, как и почему протолкнул ЕГЭ вопреки здравому смыслу и мнениям авторитетных ученых?
– Один из толкачей – все тот же ректор Высшей школы экономики Кузьминов. Он перенес ЕГЭ из американской системы обучения, которая всегда имела чисто прикладной характер. Она вообще очень примитивна. Причем за тестирование как форму экзамена сами американцы уцепились тогда, когда от него отказались Франция, Германия, Бельгия и другие страны Европы.
Американская система готовит не высокообразованного, мыслящего и интеллектуального человека, а примитивного потребителя, умеющего во всем искать выгоду. То есть приспособленца. Недаром же Америка славится тем, что отменно научилась выкачивать «мозги» со всего мира. Свои-то ее система образования выращивать не позволяет.
В итоге в 2005 году основатель «Майкрософта» Билл Гейтс, самый богатый человек планеты, произвел сенсацию, заявив на специальном конгрессе американских губернаторов, что американская школа скатилась к концу XIX века.
Вот и выходит, что г-н Кузьминов, который прошел курс «обучения» у гарвардской профессуры, стремится затащить нас в XIX век. Он, похоже, очень хорошо усвоил уроки американского прагматизма. Но забыл, что Россия – не США. Русский народ старше американцев на сотни лет, у нас веками сложившиеся традиции и лучшая в мире система образования и педагогическая школа. Потому-то и хотят ее развалить!
– Сергей Константинович, в свое время вы обратились в Генпрокуратуру с просьбой внимательно рассмотреть «коррупционную составляющую ЕГЭ». Чем это было вызвано?
– Тем, что он стал хорошей кормушкой для всех причастных к нему толкачей. Его внедрение в форме эксперимента идет с 2001 года. Сколько организаторы ухлопали на него денег и сколько разворовали – никто не считал. В последние три года только за счет федеральной целевой программы «Развитие образования в России» на его проведение из федерального бюджета ежегодно выделялось примерно по 50 млн долларов. Причем часть шла в некую коммерческую структуру «КРОК инкорпорейтед», которая продавала свои компьютерные программы с вариантами сдачи экзаменов по цене 100 тысяч долларов за диск. Представляете? Любая, самая «навороченная» программа «Майкрософт» стоит не более 10-12 тысяч долларов. На мой взгляд, львиная доля платы за программы – обыкновенные «откаты», то есть деньги, которые в виде мзды возвращались к организаторам эксперимента.
Хотел бы я посмотреть на реакцию американского конгресса, которому доложили, что за счет бюджетных средств, предусмотренных на развитие образования, профинансированы частные лавочки, печатающие бланки для тестов. Этих «ловких людей» затаскали бы по судам и прокуратурам, но в итоге заставили бы возместить ущерб. А у нас? Тратили каждый год почти миллиард казенных рублей на «эксперименты» – и как с гуся вода.
B конце января 2006 года в Москве состоялась всероссийская конференция «Единый государственный экзамен в системе российского образования». В ней приняли участие ведущие специалисты и представители регионов, где ЕГЭ проводился несколько лет. Участники конференции пришли к выводу, что эксперимент по внедрению Единого государственного экзамена в России провалился. Ибо нельзя считать научным экспериментом то, что насаждается силой, да еще с грубейшими нарушениями не только правил проведения научных исследований, но и действующего законодательства.
Вот, например, мнение независимого эксперта Николая Аванесова: «В ч. 2, ст. 21 Конституции РФ записано: «...Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Если условие добровольности не выполняется, то испытуемые превращаются в подопытных лиц. Главная разница между испытуемыми и подопытными лицами заключается в признаке добровольности участия в тестовом процессе».
В ЕГЭ не было ничего похожего на эксперимент. Минобрнауки не является научным учреждением, оно никем не уполномочено проводить эксперименты на детях, у него никогда не было никакой научной программы этого «эксперимента», нет критериев его эффективности, нет научных гипотез. Вот что возмутительно! В эксперимент школы втягивали силой, угрозами, шантажом, посулами помочь деньгами.
В итоге никто – ни сам г-н Фурсенко, ни кто-либо из его подчиненных – не отчитался за потраченные миллиарды, никто не подвел итоги «эксперимента» по протаскиванию во всех смыслах ущербного ЕГЭ, никто не доказал его пользы. Однако, как я считаю, чтобы покрыть все хищения и злоупотребления, «экспериментаторы» и постарались побыстрее узаконить Единый госэкзамен, распространив его на все школы страны. По той самой логике, будто победителей не судят.
Теперь внедрители аферы будут обогащаться официально. Ведь как заявил тот же Д. Ливанов, отныне «затраты из федерального бюджета на проведение ЕГЭ составят около 330 миллионов рублей в год». И еще регионы должны будут раскошеливаться каждый на 5 миллионов рублей. У нас что – совсем деньги некуда деть? Что и говорить – хороша кормушка! Значит, и дальше мошенники и авантюристы от образования будут набивать карманы. К сожалению, исчерпывающего ответа из Генпрокуратуры я не получил, а с мест продолжают поступать все новые сигналы о взятках во время сдачи «единого».
Определенный оптимизм в меня вселяет то, что ЕГЭ в стране не продержится дольше 3-4 лет, или она окончательно скатится на уровень стран третьего мира. Если мы попадем в ВТО и активно войдем в Болонское соглашение, от Единого госэкзамена придется отказаться, поскольку европейские страны давно закончили с ним всякие игры. Другое дело, что ущерб нашему образованию он к тому времени нанесет колоссальный.
Беседовал Александр ГОЛОВЕНКО
Вопросы к Минобрнауки РФ о Едином государственном экзамене
Эти вопросы вузовская и академическая общественность задавала Минобрнауки в ходе эксперимента по насильственному насаждению ЕГЭ. Теперь «государственная экзекуция» выпускников станет обязанностью средней школы. А ответы на животрепещущие вопросы, волнующие родительскую и научную аудиторию, так и не получены. По просьбе читателей мы напоминаем некоторые из них г-ну Фурсенко и надеемся получить исчерпывающие ответы.
1. Существует ли концепция, техническое задание, рабочий проект эксперимента по введению ЕГЭ, а также научные гипотезы, проверяемые в ходе эксперимента, и критерии для оценивания результатов? И если да, то как и где с этими материалами можно ознакомиться?
2. Имеются ли заключения отечественных и зарубежных ученых сообществ о научной обоснованности, организационной возможности и целесообразности внедрения ЕГЭ в России?
3. Рассчитывало ли Минобрнауки экономическую эффективность от внедрения ЕГЭ?
4. Почему Минобрнауки РФ не открыло для общественности результаты ЕГЭ по различным регионам, предметам и годам?
5. Почему министерство не открыло для общественности размеры финансирования ЕГЭ, в том числе с разбивкой по регионам и на одного выпускника?
6. Считает ли Минобрнауки научно обоснованным объединение в одной процедуре ЕГЭ требований к итоговой аттестации и к отбору наиболее подготовленных поступающих для обучения в вузе?
7. Каким образом формируются коллективы, разрабатывающие задания ЕГЭ?
8. Считает ли министерство результаты ЕГЭ достаточно достоверными для того, чтобы на их основе принимать управленческие решения?
9. Считает ли Минобрнауки, что нарушения технологии ЕГЭ полностью исключены и что в учительской и ученической среде не будут создаваться преступные сообщества и технологии по формированию фальсифицированных результатов?