Четыре стены и огромное небо
В любой стране мира хорошо быть богатым и здоровым. В некоторых к тому же создаются условия, чтобы бедные и больные чувствовали себя полноправными членами общества. Первая на постсоветском пространстве государственная программа «О безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы» разработана в Беларуси. Она тесно увязана с другой масштабной государственной программой – по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-20010 годы, которая регулирует вопросы медицинской, профессиональной, трудовой и социальной реабилитации инвалидов.
Самое сложное – выйти из дома
Долгие годы приезжавшие в СССР иностранцы удивлялись тому, что не видят на улицах инвалидов. Причина поголовного физического здоровья прохожих была простой: люди с ограниченными возможностями в те годы вынуждены были коротать жизнь в четырех стенах.
В рамках новой Государственной программы планируется разработать и внедрить восемнадцать стандартов безбарьерной среды. Уже во втором полугодии 2007 года будет произведена инвентаризация объектов социальной инфраструктуры, в том числе жилья, на предмет обеспечения потребностей разных групп населения в безбарьерной среде. В это же время начнется реконструкция 5815 зданий и сооружений социальной защиты и других объектов социальной инфраструктуры.
Идеи создания безбарьерного пространства не нова, попытки ее воплотить предпринимались и ранее, но не на таком высоком уровне. В Минске, например, за последние шесть с лишним лет специально для инвалидов были оборудованы 716 объектов, для их нужд адаптированы 129 объектов образования, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания.
Впрочем, эти цифры не выглядят внушительными, если учесть, что сегодня в Минске почти 106 тысяч инвалидов, в том числе 4,3 тысячи детей и 1,5 тысячи – колясочников.
Поэтому мэр белорусской столицы Михаил Павлов признал, что серьезно данной проблемой в столице не занимаются, и поручил доработать соответствующую городскую программу:
– Дело чести создать в Минске условия для жизнедеятельности физически ослабленных лиц.
Через несколько лет инвалиды смогут беспрепятственно посещать не только «Макдоналдс», некоторые магазины и административные здания, но и все ЖЭСы, ЖРЭО, ЗАГСы, театры и кинотеатры, дома и дворцы культуры, крытые спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения, библиотеки, музеи, концертные залы, выставочные центры и галереи.
Не сажайте птицу в клетку!
Привыкшая к неволе птица не нуждается в том, чтобы летать вместе с сородичами.
Создание безбарьерной среды в Беларуси началось задолго до принятия соответствующих правительственных документов – с перестройки общественного сознания.
– В Беларуси 126 379 детей с особенностями психофизического развития. Для нас ценен каждый из них, поэтому развитие системы специального образования направлено на то, чтобы улучшить качество жизни детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и инвалидов, обеспечить их адаптацию в обществе, – говорит председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович. – В нашей стране инвалиды и лица с ОПФР имеют равные права на получение всех видов образования, для чего им создаются особые условия. Это закреплено в принятом в 2004 году законе «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)».
По имеющимся у моего собеседника данным, после принятия закона количество людей с ограниченными возможностями в учреждениях образования всех типов и уровней резко возросло. Сегодня в вузах учатся 1418 инвалидов (в 2003 году их насчитывалось 693), в ССУЗах – 1201 (в 2003 году было 1017), профессионально-техническое образование получают 2249 учащихся с ОПФР
(в 2003 году – 1738).
Детей с особенностями развития в Беларуси перестали изолировать от здоровых сверстников. Сегодня 17 037 «особенных» малышей посещают спецгруппы и интегрированные группы в обычных детских садах, 13 136 обучаются в специальных и интегрированных классах общеобразовательных школ. Тенденция такова, что количество специальных, составленных только из детей с ОПФР, классов и групп уменьшается, а интегрированных, в которых «особенные» дети учатся бок о бок со здоровыми, растет.
Диагноза «необучаемый ребенок» в Беларуси больше нет.