САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

[46] Басни дедушки Скорцени

Судя по мемуарам «Секретные задания РСХА», О. Скорцени сильно прокололся: в 1944-1945 годах свои разведгруппы в тыл Красной Армии бросал совершенно напрасно.

Судя по мемуарам «Секретные задания РСХА», О. Скорцени сильно прокололся: в 1944-1945 годах свои разведгруппы в тыл Красной Армии бросал совершенно напрасно. НЕДОСТАТКИ РАДИОСВЯЗИ

Скорцени до самой смерти не знал, с кем связался. А то огорчился бы – до невозможности.
И когда Рейх расквасили и его лучшей, перспективнейшей зафронтовой группе полковника Шерхорна, находящейся у Красной Армии в глубокой-глубокой… тыловой зоне в Белоруссии, за подписью начальника германского генштаба Кейтеля, 7 мая 1945-го передавали последнюю шифровку: «Мы вынуждены капитулировать. Пробирайтесь сами в родную Германию. С вами бог. Кейтель. Йодль», – Скорцени все равно не знал, кто принимал его радиограмму.
Не знал, что за спиной перевербованного НКВД немецкого радиста, личный радиопочерк которого знали в Германии, в наушниках и с маузером стоит русский радист Леша Крылов. Из Отдельной мотострелковой бригады особого назначения. Чтобы немец лишнего не передал.

ДОСТОИНСТВА РАДИОСВЯЗИ

Леша Крылов узнал о капитуляции Германии раньше начальников штабов Союзнических войск и даже раньше самого тов. Сталина.
Леша Крылов, по комсомольскому призыву в июне 1941-го, в 17 лет был направлен на курсы диверсантов типа «рация-прыжок-подрыв» в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения.
Спортсмены были всякие в 41-м. Кто погиб, кто пропал без вести… А в 45-м Леша Крылов – тут вот, в белорусском лесочке в наушниках и с маузером.
И РАНЬШЕ штабов Объединенных Наций принимает РД о капитуляции Германии ясным днем 7 мая 1945 года.
…А в мемуарах Отто Скорцени об операции по спасению группы полковника Шерхорна рассказывает бодро, с небольшим трагическим надрывом, потому что до конца, до самой своей смерти в 1972-м, ни в чем не сомневался.
Ну, еще бы. Кто бы ему рассказал об операции «Монастырь»?
Руководитель генерал Судоплатов? Генерал Эйтингон? Генерал Серов? Сталин? Леша Крылов?
А вот больше никто и не знал.
Тогда.

ЧЕЛОВЕК СО ШРАМОМ

Штандартенфюрер СС Отто Скорцени не участвовал в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Несмотря на принадлежность к СС, нет данных о его причастности – хотя, конечно, он гад и оккупант.
В концлагерях не зверствовал и в карательных акциях на оккупированных территориях не участвовал.
С высоты двадцать первого века – он был добросовестным, храбрым солдатом, спецназовцем, талантливым организатором времен Второй мировой войны.
Одним из винтиков Рейха…
Ему удалось провести уникальную операцию: молниеносным авиадесантным штурмом взять место пленения дуче Муссолини и вывезти того на контролируемую Германией территорию в 1944-м, когда Италия попыталась выйти из игры. Дуче это, правда, потом не сильно помогло, но задачу Отто Карлович выполнил так, что лично фюрер чуть не плакал.
Мемуары Скорцени написаны в 1948-м. Интерес для нас представляет та их часть, где рассказывается о событиях 1944-1945 годов. Почти «В августе 44-го»...

БАСНИ ДЕДУШКИ КРЫЛОВА

Корреспондент «СВ» был лично знаком с партизаном четырех фронтов Великой Отечественной войны Алексеем Ивановичем Крыловым.
«Дедушка Крылов» в 80-х был диктором на радио в Ярославле. У него был глубокий бас, чуть хриплый. Это был крепкий здоровяк с лицом уверенно пьющего человека.
Словосочетание «партизан четырех фронтов» теперь никому ничего не говорит, поэтому поясним.
Полосы фронтов у нас в Великую Отечественную были примерно по 200 км, и их было, грубо говоря, несколько в разные времена. А Иваныч партизанил за чужой линией фронта.
Каждый раз Алексей Иваныча забрасывали в тыл с парашютом, с рацией, в составе ядра группы. Вокруг ядра образовывали отряд, а ядро всякий раз разными способами выводили в тыл, откармливали и перебрасывали на другой участок войны.
– Я был радистом с правом контроля действий командира. Радиограммы (РД) шли за двумя подписями – командира и моей. А если бы засомневался в командире – пулю в лоб ему! Или, при невозможности, – полточки в РД, – рассказывал мне Иваныч.
Вот такие у него были права и обязанности.
Однажды в Белоруссии он вел очередной сеанс связи, и тут вдруг: «Немцы! Немцы!» И – взрывы, взрывы!
Он прервал шифровку и передал по рации открытым текстом: «Н бой» – и свернул связь.
– «Аш» латинская по радиокоду обозначает «Я», «Я здесь», «Я нахожусь здесь», – объяснял мне Алексей Иванович Крылов.
– И что?..
– Строгий выговор за ведение секретных переговоров в открытом эфире!
– А если не передавать?
– Прервать связь… А тогда они задумаются – не захвачен ли радист… Да нет, я с отрядом вышел, со всеми.

ОПЕРАЦИЯ «БРАКОНЬЕР»

Дело было в 44-м...
Отто Скорцени вызвали в ставку Гитлера.
Из мемуаров.
«Солдаты, неделями скитавшиеся по лесам на занятых русскими территориях и сумевшие пробиться к своим через линию фронта, сообщали о целых отрядах, находившихся в окружении…
Около двух тысяч человек под командованием подполковника Шерхорна находились в районе, указанном весьма неопределенно… Главнокомандующий уже посчитал невозможным найти и вернуть отряд. Ему посоветовали обратиться за помощью к моим «специальным частям».
…В считанные дни мы разработали план под кодовым названием «Браконьер» и взялись за решение бесчисленных технических проблем, связанных с осуществлением операции. Наш проект предусматривал создание четырех групп, каждая из которых состояла из двух немцев и трех русских. Людей вооружили русскими пистолетами и снабдили запасом продовольствия на четыре недели. Кроме того, каждая группа брала с собой палатку и портативную радиостанцию. На всякий случай их переодели в русскую военную форму, обеспечили удостоверениями и пропусками и т.д.
…В конце августа первая группа П поднялась в воздух на «Хейнкеле111» из состава 200-й эскадрильи. С лихорадочным нетерпением ждали мы возвращения самолета, ведь предстояло пролететь более 500 километров над вражеской территорией. В ту же ночь состоялся сеанс радиосвязи.
«Скверная высадка, – докладывали наши парашютисты. – Попробуем разделиться. Находимся под пулеметным огнем». Сообщение на этом заканчивалось. Возможно, пришлось отступить, бросив передатчик…
В начале сентября отправилась в полет вторая группа, под командованием аспиранта С. По возвращении пилот доложил, что парашютисты прыгнули точно в указанном месте и достигли земли без происшествий. Следующие четыре дня и ночи радио молчало. Но на пятую ночь наше радио, от которого все равно неутомимо ждали проявления хоть каких-нибудь признаков жизни, уловило ответ. Сначала пошел настроечный сигнал, затем особый сигнал, означавший, что наши люди вышли на связь без помех. И еще великолепная новость: отряд Шерхорна существует, и аспиранту С удалось его обнаружить! На следующую ночь подполковник Шерхорн сам сказал несколько простых слов, но сколько в них было сдержанного чувства, глубокой благодарности! Вот прекраснейшая из наград за все наши усилия и тревоги!
…Шерхорн просил прежде всего побольше медицинских препаратов, перевязочных средств и собственно врача. Шерхорну было приказано немедленно приступить к подготовке эвакуации.
В течение двух-трех ночей 200-я эскадрилья высылала по нескольку самолетов для снабжения затерянного в лесу лагеря. К сожалению, ночная выброска материалов не могла быть точной: зачастую спускаемые на парашютах контейнеры опускались в недоступных местах или оставались ненайденными в лесных зарослях, хотя солдаты Шерхорна вели непрерывные поиски. Тем временем совместно со специалистами эскадрильи мы подготовили план эвакуации, решив использовать в качестве аэродрома обширную лесную поляну, обнаруженную невдалеке от лагеря Шерхорна. Но едва начались подготовительные работы, как русские мощным ударом с воздуха сделали выбранное место непригодным»…

Тут стоит прервать воспоминания Скорцени и подумать, раз уж он не подумал: на кой черт было русским перепахивать бомбами выбранную для секретного аэродрома поляну в глухом лесу в 500 км от фронта? У них что, других дел не было? Но супердиверсант думал не об этом.
«Пришлось изыскивать другой способ. Возле прежней руссколитовской границы находились несколько озер, которые замерзали в начале декабря. Когда лед достаточно окрепнет, озера превратятся в подходящие аэродромы для транспортных самолетов.
…Поздней осенью 1944 года колонны медленно потянулись на север. Русских телег было мало, на них с трудом уместили больных и раненых. За неделю не удавалось пройти и сорока километров. С другой стороны, не обходилось без кровопролитных схваток с русскими военными патрулями, число погибших и раненых росло с каждым днем, и темпы продвижения, естественно, снижались».

Еще раз прервем Скорцени, чтобы уточнить: про все ужасы перехода он знал только из радиограмм. Фото ему не прислали.

«По мере продвижения отряда к линии фронта маршрут самолетов снабжения укорачивался, но определить место выброски становилось труднее. По радио мы старались уточнить их координаты на карте, испещренной разными значками. Несмотря на предосторожности, несметное число тюков и контейнеров попало в руки русской милиции, которая, надо отдать ей должное, справлялась со своей задачей. Но даже не это было нашей главной заботой. Сообщения, все еще регулярно приходившие от Шерхорна, были полны отчаяния: «Высылайте самолеты… Помогите нам… Не забывайте нас…» В дальнейшем содержание радиосообщений стало для меня сплошной пыткой. Мы уже не в состоянии были посылать более одного самолета в неделю. Перелет туда-обратно превышал 800 километров.
И все равно наши радисты ночи напролет не снимали наушников. Порой им удавалось засечь переговоры групп Шерхорна между собой, порой до нас долетали их отчаянные мольбы. Затем, после 8 мая, ничто долее не нарушало молчание в эфире. Шерхорн не отвечал. Операция «Браконьер» окончилась безрезультатно.

НЕЖНЫЕ РУКИ НКВД

– Они сбрасывали нам грузы и агентов. Грузы – там был, я поражаюсь, в августе 44-го мягкий ржаной хлеб в целлофановой упаковке с печатью 36-го года! – вспоминал Алексей Иванович. –
Ну и агенты.
– Они висят на стропах на дереве и спрашивают пароль. А им снизу говорят пароль. И они так медленно-медленно спускаются в нежные руки НКВД, – рассказывал Иваныч.
Вся эта история, операция «Монастырь», по словам Крылова, была быстро, за 15 минут, придумана Судоплатовым и Эйтингоном в тот день, когда взяли Шерхорна. Доложена, одобрена и развернута в течение полусуток.
– Мы взяли радиста штаба Шерхорна, заставили его передавать шифровки, потом убедили Шерхорна сотрудничать, – говорил Иваныч. – Пришла РД с просьбой его сына сигануть на помощь отцу. А потом, немцы думали, что в тылах Красной Армии 2000 человек – целая бригада немцев, со всей техникой. Они сбрасывали в лесной массив грузы, агентов, просили подготовить площадки для самолетов – для эвакуации раненых. И целую вечность «бригада Шерхорна» канючила помощь, рации, продовольствие.
Кстати, сына Шерхорна тоже взяли. Ногу сломал при приземлении.

Финал был прост.
– Я сказал Шерхорну – война закончена! И он заплакал.
– Почему заплакал, Иваныч?
– Он ведь понимал, что после войны он никому не нужен. Что его прямо сейчас или завтра шлепнут.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также