[46] Болеют одинаково, лечатся по-разному…
Сорокинский район
Итак, попал я в село Готопутово Сорокинского района, где располагалась участковая больница, преобразованная теперь в фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Руководит им Нина Тихоновна Трункина.
– Существовала у нас в селе больница, – говорит она, – и сейчас существует как бы. Вот только раньше был у нас стационар на 25 коек, потом его сократили до 10 коек, потом из них сделали 5 круглосуточных, а 5 – дневного стационара. С прошлого года у нас ни одной койки. Только амбулаторное лечение.
– Скажем, возникла ситуация: кто-то очень сильно заболел. Нужно срочно звонить в Сорокино, в район, чтобы оттуда приехали и забрали больного. А вдруг телефон сломался? Или дорога раскисла так, что по ней не проехать? Как тогда?
– Нет-нет. Все экстренные случаи на нашем участке обслуживаем мы сами. Оказываем первую медицинскую помощь. А если нужно, то и сопровождаем больного в районную больницу. У нас есть машина «скорой помощи», дежурный фельдшер. Единственное, что мы не можем, – больного госпитализировать у себя. Раньше мы кого-то здесь у себя госпитализировали. А в ФАПе этого делать нельзя. Вот и возим людей с серьезными заболеваниями в район. Правда, уазик у нас «в возрасте», ломается постоянно. А потом не каждый в районную больницу хочет ехать. А лекарственными препаратами на экстренную службу мы без ограничения снабжаемся.
– Нина Тихоновна, много людей обращается к вам за помощью, какого рода заболевания наиболее характерны?
– Ну, видимо, для сельской местности типичны сезонные заболевания, простудные, остеохондрозы, в последнее время сердечно-сосудистые заболевания наблюдаются, и еще – такая, видно, обстановка – у многих нарушения нервной системы. Стрессы постоянные, затрудненные жизненные ситуации, иногда просто побеседуешь – и человек вроде как успокоился.
– А чаще обращаются пожилые люди?
– Да нет, и молодежь болеет. Сейчас особенно. Ребятишки, школьники. У нас в селе средняя школа, со всех деревень учатся дети. Живут в интернате, если на улице мороз, то и в интернате температура оставляет желать лучшего. Очень много простудных заболеваний. И в детском саду дети болеют, и школьники болеют. Средний возраст реже обращается, только уж когда прижмет. По национальной программе «Здоровье» у нас сейчас идет диспансеризация мужчин от 35 по 55 лет. Так вот с ними очень трудно работать. Они ведь не обращались никогда в больницу. Убеждаешь их, убеждаешь, а в ответ: да чего я, меня ничего не беспокоит, а если что, то сам приду.
– А дотационные льготные лекарства есть для населения?
– Это только в районной больнице. Потому что у нас здесь нет на месте врача. Это такой объемный труд, столько писанины составляют эти рецепты. Но люди снабжением довольны, нареканий я не слышала. И дорогостоящие препараты, которые раньше простому смертному недоступны были, теперь тоже выписывают.
– А каков у вас в селении демографический состав? Пожилых людей сколько?
– Пожилых, наверное, почти треть села. 300 человек пожилых будет, а общее население – около тысячи. Треть – детей, треть – стариков, треть – средний возраст.
– Какие сложности, какие проблемы?
– Сложности – как у всех везде и всегда. В основном угнетает недостаточная материальная база медицинского оборудования. Сейчас бы физиоаппаратуру обновить.
Средний медицинский персонал у нас – 11 человек. Из них 7 работников – кто на полставки, кто на четверть ставки оформлены. Мы старались людей сохранить. Вот так и работают. Кто до обеда, кто после обеда. Люди у нас все с большим стажем работы, я вообще пенсионерка. Здесь с 1967 года работаю. А молодежь не идет к нам работать. Видимо, заработная плата их не устраивает.
– Получается, что нацпроект «Здоровье» не срабатывает?
– Наверное, пока еще нет. Думаю, многое на верхах застревает, но все-таки мы живем с надеждой на лучшее. Изменения и до нас дойдут.
Викуловский район
В соседнем с Сорокинским Викуловском районе услышал откровенный монолог разгневанного человека. Василий Григорьевич Андриянов – глава Каргалинского сельского поселения. В центральной усадьбе Каргалы проживают 930 человек, в двух деревнях, входящих в поселение, 74 – в Серебрянке и 63 – в Бобрах. И здесь тоже участковую больницу на 25 коек преобразовали в участковый ФАП.
– Я считаю, – говорит Василий Андриянов, – что эта реформа с ФАПами никак на селе не вписывается и ведется в ущерб национальному проекту «Здоровье». Три года назад, когда у нас у нас закрыли участковую больницу, было 20 коек, из них 12 – круглосуточных. Больницу преобразовали в ФАП, но кадры остались практически те же. Есть врач-терапевт, имеется зубной врач. Есть и фельдшер, и акушер, и патронажная сестра, имеется физиосестра, и есть для этого оборудование, а мы их на полставки перевели.
Установили где-то нормы, что содержать больницу можно лишь на территории, где проживают до 10 тысяч человек, а у нас на селе проживает всего тысяча. Но наша участковая больница, которая сейчас ФАП, обслуживает 12 населенных пунктов, из них четыре администрации. Теперь участковому врачу приходится постоянно быть в разъездах. У нас он бывает раз в неделю. Ну и какие результаты мы можем ждать? Даже если врач захочет госпитализировать больного, которому нужно подлечиться, в районных больницах мест, как всегда, нет. А если тебе за 60, можно сказать, что тебя и вовсе не положат. Лежи дома и умирай! А в распутицу и вовсе вовремя помощь прийти не может. Дорог у нас хороших до сих пор нет. Потому и смертность увеличивается. Люди стали болеть больше, тут очень много разных факторов, а лечиться сейчас дороговато. Если поехать в район, то не всегда еще талончик возьмешь. А несколько раз откажут, так всякая охота ехать туда отпадает. Мы много говорим, да у нас есть национальный проект по здравоохранению, а я считаю, что национального проекта на селе никакого нет! Только что врача завалили бумажными отчетами, ничего большего мы на селе не ощущаем. Говорят, поступает дополнительно диагностическое оборудование. Но до наших ФАПов оно пока не дошло.
Город Тобольск
– Проблемы здравоохранения в Тобольске? – переспрашивает меня Татьяна Ивановна Тулякова, директор медицинского колледжа им. Солдатова и депутат Тобольской городской Думы. – Конечно же, они есть. Несмотря на то что нацпроект «Здоровье» принес колоссальные плюсы, и оснащение неплохое появилось, и зарплата у части врачей повысилась, но кардинально ситуация не изменилась. Все это хорошо и замечательно, но тем не менее очереди в поликлиниках остаются. Проблема острейшая остается с узкими специалистами, их не хватает. Зарплату им не повысили. И в сию минуту они не появятся. Для того чтобы был хороший доктор, надо его взрастить, получить из академии, сохранить его здесь. Вот эта сторона пока у нас страдает. Недавно была на встрече в обществе слепых, так столько у них проблем, и все это они так горячо обсуждают. Для них очень важно, чтобы были окулисты в нашей системе городского здравоохранения. А сегодня у нас отделение офтальмологии, напротив, сокращается до 15 коек на город. Сокращается доступность к стационарной помощи. Это только один пример. И не только у нас в Тобольске, мы сегодня работаем по российским стандартам и хотим, чтобы доступность была за счет оборота койки, но пока это не удается. Для того чтобы был хороший оборот койки, у нас должны быть в больницах мировые стандарты, где пациента ставят на ноги за неделю. Но у нас это пока невозможно. Потому что и уровень оснащения не тот, и медикаменты…
Виктор ПРИТУЛА,
наш спецкор
Тюмень – Москва