[46] Сласти-мордасти
Сладкоежек в мире, несомненно, больше, чем алкоголиков, и порой зависимость от конфет, шоколада, тортов и зефира у них так же сильна, как у пьяниц от спиртного...
Может быть, все же стоит уподобить болезненную любовь к сладкому наркомании и лечить ее соответствующими способами? С этого вопроса мы начали беседу с доктором медицинских наук, профессором 1-й кафедры внутренних болезней Белорусского государственного медицинского университета Татьяной МОХОРТ.
– Это не более чем дело вкуса, как кто-то предпочитает брюнеток, кто-то – рыжих, а кому-то и вовсе нравятся блондинки. То же самое происходит и со сладостями, кто-то любит их, а кто-то – нет. Но говорить, что существует зависимость от сладкого, было бы величайшей в мире ошибкой. Дело в том, что сладостей в современном понимании на протяжении миллионов лет у человечества просто не было. Они появились только в ХIХ веке! Наши предки иногда радовали себя медом и фруктами, при этом большую часть жизни ели их очень мало. Основой питания были крупы, мука, много корнеплодов и овощей. И только определенная часть рациона принадлежала фруктам, которые сегодня и сладостями-то не считаются.
– Что вы имеете в виду?
– Вы же не причислите яблоко к сладостям, правда? На самом деле этот плод – самое настоящее лакомство для наших далеких предков. А сегодня использование рафинированных углеводов приобрело угрожающие размеры. В 2003 году ученые впервые на примере всех штатов Америки наглядно доказали, что распространенность ожирения напрямую связана с ростом заболеваемости сахарным диабетом 2-го типа. Чем выше индекс массы тела, тем выше риск диабета. Это подтверждено десятками исследований. Собственно, почему человечество толстеет? Почему приходится постоянно говорить о проблеме ожирения, и не только в Белоруссии, но и во всем мире? Потому что изменился образ жизни современных людей: мы стали меньше двигаться, мало физически работаем, а больше пользуемся благами цивилизации. Изменилась и калорийность питания. А с другой стороны, изобретение сахара и продуктов фаст-фуда плюс развитие индустрии сладких продуктов привели к тому, что сладостей мы стали потреблять в сотни раз больше, чем наши предки. Когда-то наши прабабушки, а позже и бабушки в деревнях на всю семью покупали на целый год сахарную голову. А сегодня, если пересчитать на сахар все потребляемые сладости, это для многих семей норма месяца, если не недели! Многие имеют психогенную зависимость от сладкого. Редкий человек не любит конфеты, булочки и торты. А ведь то, что человеку вкусно и приятно, доставляет ему удовольствие.
– По себе замечала, что около полудня нужно съесть что-либо сладкое, иначе мой мозг «забастует».
– Есть такая фраза: чем больше ешь, тем больше хочется. Когда человек поглощает еду, пища в его организме усваивается. При этом основная масса съеденных продуктов питания расщепляется, образуя глюкозу, даже если вы отказались от сладкого, а съели хлеб, кашу, морковь или свеклу. В таком случае глюкоза появится чуть позже и количество ее будет меньше, чем после употребления сладости. В ответ на ее получение организм начнет вырабатывать инсулин, способствующий утилизации этой глюкозы. Очень часто, когда человек с удовольствием поедает сладости, в ответ на их поступление в организме вырабатывается больше инсулина, чем нужно. А инсулин – это, с одной стороны, гормон, который возбуждает аппетит, а с другой – вещество, способствующее образованию жировой ткани. Поэтому чем больше ешь, тем больше толстеешь. Порочный круг! Кстати, люди, которые легко идут на поводу своих желаний, отмечают, что есть хочется постоянно. На самом деле ничего не случится, если вы сладость замените куском хлеба с творожным сыром и листом салата, огурцом или помидором. Это будет равнозначная замена глюкозы для мозга, которому ведь все равно, откуда ее получать. Сегодня мы очень часто едим фрукты, пьем соки. Я не хочу утверждать, что это неполезно. Но имейте в виду, что любое яблоко, даже кислое, содержит глюкозу и сахарозу в гораздо большем количестве, чем, скажем, салат и помидор.
– Мне, сладкоежке, совершенно не понять, как человеку выдержать без маленьких радостей жизни. Неужели вы никогда не позволяете себе полакомиться тортом?
– Известная российская актриса Людмила Касаткина как-то сказала: чтобы хорошо выглядеть, торты нужно ненавидеть. Я с этим согласна, но «ненавижу» их очень избирательно. Обычно стараюсь придерживаться определенных стандартов в питании, но без особого фанатизма, без уклона в современные диеты, которые позволяют быстро похудеть, но не дают возможности закрепить результат раз и навсегда. Но время от времени проявляю «лояльность» к пирожным. Самая огромная проблема человека с избыточным весом или того, кто не хочет обзавестись лишними килограммами, заключается в том, что он должен соблюдать диету 360 дней в году. Пусть остальные пять дней останутся на «гастрономические виражи», когда вы можете себе позволить расслабиться. Но не больше!
– Почему же тогда люди поднимают настроение с помощью сладкого?
– Потому что это самый легкий способ. Всех, кто попадает в стрессовую ситуацию, психологи делят на две категории. Одни «заедают» стресс, другие, наоборот, начинают голодать. Тех, кто худеет, естественно, значительно меньше. Среди «заедающих» опять же есть разные индивидуумы: кто-то нуждается в сале, кто-то – в водке с пивом, а кому-то нужны сладости. Метаболической зависимости от сахара у людей нет. Если бы она была, человечество не выжило бы в процессе эволюции без сахара. Существует даже методика, когда при ожирении назначают антидепрессанты – препараты, поднимающие настроение.
– Недавно довелось услышать мнение, что мед – это лекарство, а не сладость.
– К меду я отношусь с большой симпатией. Этот продукт действительно обладает большими целительными возможностями. Но возвести его в ранг лекарства вряд ли удастся. Для этого нужны масштабные клинические исследования, проведенные с соблюдением особых требований, а их мед не выдержит никогда. Целебные свойства у меда, несомненно, есть. И если ставить вопрос так: что лучше – тростниковый сахар или немного меда, то, конечно, предпочтение надо отдавать пчелиному продукту.
– Сможем ли мы жить без сахара? И сколько углеводов в сутки должен получать здоровый и больной человек?
– Сможем, даже не сомневайтесь в этом! По рекомендациям ВОЗ, 60 процентов калорийности (состава) суточного рациона человека должны составлять углеводы. Правда, не легкоусвояемые, которыми богаты сладости, а в основном растительного происхождения, состоящие из грубоволокнистой клетчатки. Понимаете, мозг возьмет глюкозу даже из сала и мяса. Есть такой процесс в организме, называемый глюконеогенезом, когда в глюкозу превращаются жиры и белки.
– Если мозгу все равно, откуда брать глюкозу, тогда почему сладкоежкам не все равно, что им принесет удовольствие?
– Я говорю об энергетическом питании, а вы – об удовлетворении желания.
– Как же тогда сладкоежкам раз и навсегда отказаться от удовольствия скушать сладкое?
– Если человек привык есть сладкое, нужно иметь очень сильную волю, чтобы сказать себе: я откажусь от него. Для начала следует ограничить частоту употребления такой пищи. Колоссальное число людей с никотиновой зависимостью бросают курить в один день, хотя дымили годами. И в подавляющем большинстве случаев ничего плохого с ними не происходит, кроме того, что через несколько недель они начинают чувствовать себя лучше. Но, к сожалению, у нас ведь много доброжелателей вокруг, которые постоянно спрашивают «смельчака», решившего отказаться от сладкого: «Неужели тебе действительно не хочется? Ну съешь хотя бы маленький кусочек».
– Чем вы рекомендуете заменять сахар?
– Сейчас выпускается немало сахарозаменителей и подсластителей, начиная от фруктозы, ксилита и огромного количества препаратов в таблетках. Здоровому человеку в принципе сахар можно заменить всем чем угодно. Ксилит и фруктоза имеют высокую калорийность, которая мало отличается от сахара. В свою очередь, ксилит и сорбит способствуют сокращению желчного пузыря и провоцируют проблемы со стулом. Фруктоза такого побочного действия не имеет. А подсластители в таблетках выгодно отличаются от упомянутых заменителей сахара тем, что по сладкому вкусу они превосходят сахарозу в сотни раз и во столько же раз ниже ее по калорийности. Иногда пациенты говорят, что у подсластителей разный вкус, поэтому советую подобрать те, которые вам подходят.
– О подсластителях столько противоречивой информации, что многие потребители боятся их использовать.
– Не надо бояться, что их приемом нанесете вред здоровью. Все препараты, которые сегодня разрешены в качестве заменителей сахара на белорусском рынке, одобрены специальным комитетом Евросоюза. Кроме того, существует медицинская доказательная база, подтвердившая, что подсластитель в количестве шести таблеток в сутки не вредит организму человека. Может, стоит вспомнить традицию наших дедушек и бабушек? Они, между прочим, могли весь вечер провести за беседой, попивая чай вприкуску всего с одним кусочком рафинада. И тогда отпадает необходимость в больших количествах сладости.
– Для борьбы с курением создано немало средств, помогающих отказаться от вредной привычки. А от тяги к сладкому?
– Курение является доказанным фактором, к которому есть привыкание на уровне обменных процессов в организме, то же самое касается и алкоголизма, наркомании. В отношении углеводов такая зависимость отсутствует. Когда я консультирую людей, страдающих избыточной массой тела, многие говорят, что пьют за полчаса до еды стакан зеленого чая, который заметно снижает аппетит. Им я говорю, что все средства хороши в борьбе за здоровье и стройную фигуру. Однако сегодня у нас пока не продается ни одного лекарственного препарата, который бы «отучил» человека от сладкого. Почему пока? Потому что в мире уже разработаны и реализуются за рубежом средства, способствующие снижению массы тела и уменьшению тяги к сладостям. В Белоруссии же они еще не зарегистрированы.