САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

[46] Для патрициев и плебеев

Вопрос, на который я долго не находила ответа: почему каждая инициатива или законопроект Минобрнауки почти всегда направлен на упрощение, деградацию, примитивизацию отечественной системы образования? Почему под лозунгами «унификации» и «конкурентоспособности» из него выдавливаются глубина, энциклопедичность, творчество, умение мыслить?

Бакалавры, магистры и… их лоббисты

Сюда я отношу и закон об автономных учреждениях, который приведет к приватизации и коммерциализации высшей школы, и уменьшение бюджетных мест в вузах, и закрытие сельских школ, и сокращение преподавания русского языка и литературы. И, конечно, Единый госэкзамен – эта, с одной стороны, кормушка для чиновников, с другой – средство оглупления подрастающего поколения. Способ выращивать из него иванов, не помнящих родства.
И вот новая, если хотите, диверсия – «двухуровневая система», с которой недавно министр А .Фурсенко имел честь нас познакомить. Согласно этому «великому почину», отныне высшее образование расчленяется на две ступени. Первая – «бакалавриат» со сроком обучения 3-4 года в зависимости от специальности. Вторая – двухлетняя «магистратура», либо подготовка «специалиста» в течение 5 лет.
Прием на обучение в вузы по программам «бакалавриат» и «специалист» останется традиционным. А вот зачисление в «магистратуру» станет возможным только после получения степени «бакалавра». В аспирантуру будут принимать только «магистров» или «специалистов».

«После консультаций с бизнесом…»

Слушала я министра и не могла понять одного: зачем? Для чего, во имя каких высших целей и ценностей ломается лучшая в мире система высшего образования? Разговоры об «общеевропейских стандартах», «путешествии наших студентов из Москвы в Сорбонну», «вхождении в Болонский процесс» – это все от лукавого. Кто доказал ущербность или неполноценность выпускников наших вузов? Никто! Наоборот, на Западе и в США они в большой цене в силу своей универсальности, способности быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, принимать оптимальные решения и решать самые сложные задачи.
Наша высшая школа никогда не готовила узкого специалиста, она всегда формировала человека. Личность. Патриота и гражданина. Профессиональные знания и навыки у нас никогда не рассматривались отдельно от человеческих качеств.
Задала я этот вопрос и самому г-ну Фурсенко. И когда в десятый раз услышала из его уст слова «потребности рынка», «совместная работа с бизнесом», «наши консультации с Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП)», наконец, кое-что уразумела. Министерская «расчлененка» – все тот же курс на деление наших детей на «белую кость» и «черную». На приспособление вузов страны к запросам олигархов, привязку к сырьевому сектору экономики, которая, по сути, давно стала колониальной.
Казалось бы, действующий закон «Об образовании» предусматривает и «бакалавриат», и «магистратуру». Но они не навязываются в обязательном порядке. Теперь количество и специализацию «магистров» и «бакалавров» вузам будут диктовать из «Белого дома» и «профсоюза олигархов», как еще называют РСПП.
Уже сегодня не скрывается, что «магистратура» станет в основном платной. Ее диплом получат отпрыски состоятельных родителей, которым место под солнцем и без того обеспечено. Детям из семей рабочих и служащих уготована участь бакалавров-недоучек, которым после окончания учебы придется так же мыкаться в поисках работы. К тому же «магистратуры» смогут иметь только столичные вузы, которые и будут устраивать жесткий конкурс. В результате система высшего образования окончательно разделится по принципу «для патрициев» и «плебеев». риведет к дискриминациишему разделению системы образования по принципу "ач. тва образования.
атуры устанавливаетс
Один из мифов насильственно насаждаемого ЕГЭ заключался в том, что «любой мальчик из далекого аймака сможет поступить в любой столичный институт». Нынешним летом МГУ и многие московские вузы отказались принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ. Другие ввели такие высокие шкалы пересчета, что «пятерка» в периферийной школе стала у них «двойкой». Оттого и не смогли поступить в институты Москвы тысячи талантливых ребят из простых семей. С введением «двухуровневой системы» они окончательно отделяются от полноценного высшего образования еще и высоченным денежным забором.
Я убеждена: введение «двухуровневой системы» нанесет сокрушительный удар по фундаментальности отечественного высшего образования. Ставка на «бакалавров» приведет к катастрофическому снижению уровня подготовки специалистов. Страна будет получать не высококвалифицированных врачей, а фельдшеров, не инженеров, а лаборантов, не экономистов, а бухгалтеров и т.д.

Курсом отупления

А как вузовская общественность встретила очередную разрушительную новацию г-на Фурсенко? Эксперты утверждают: почти 80% российских вузов настроено против внедрения «европейской системы образования». Многие преподаватели удивляются: почему образцом для подражания выбрана именно Западная Европа? Удивляются и в самой Европе: зачем вы ломаете свою годами сложившую отличную систему образования?
Против введения системы двухуровневого образования в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий.
– Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила представителям СМИ пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Схему «бакалавриат» – «магистратура» будет крайне трудно реализовать на российской почве. На бакалавра учатся 3-4 года. В России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов.
А вот мнение президента Всероссийского фонда образования, доктора педагогических наук профессора Сергея Комкова:
– К зарубежной системе образования мы не приблизимся ни на шаг, да и за границей наших студентов никто привечать не собирается. Начать с того, что у нас с европейцами не согласованы образовательные стандарты и даже нет единых учебных курсов. За границей котироваться такие студенты, безусловно, не будут. Поэтому громкие слова об их «мобильности», «возможности обучаться в сорбоннах» – всего лишь розовые мечты чиновников, вполне, может быть, даже хорошо проплаченные.
В общем, анализируя деятельность выпускника Гарвардского университета г-на Фурсенко на посту министра, все отчетливее видишь: систему высшего образования он рассматривает исключительно как конвейер по подготовке узких специалистов, необходимых для сиюминутных потребностей нашего «бандитского капитализма». Идеальный выпускник вуза понимается им и его «партнерами из бизнеса» как своего рода киборг (кибернетический организм). Как бессловесное приложение к станку, нефтяной вышке, трубе, компьютеру, способное лишь «квалифицированно выполнить свою функцию». Остальные специальности, в том числе и гуманитарные, – для них балласт.
И неудивительно, что разгром высшей школы происходит под флагом национального проекта «Образование». «Герострат» Фурсенко в тоге «реформатора» – это ли не горькая ирония наших дней?

Нина ОСТАНИНА,
зампредседателя комитета Госдумы
по делам женщин, семьи и детей

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также