САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

[46] Для патрициев и плебеев

Вопрос, на который я долго не находила ответа: почему каждая инициатива или законопроект Минобрнауки почти всегда направлен на упрощение, деградацию, примитивизацию отечественной системы образования? Почему под лозунгами «унификации» и «конкурентоспособности» из него выдавливаются глубина, энциклопедичность, творчество, умение мыслить?

Бакалавры, магистры и… их лоббисты

Сюда я отношу и закон об автономных учреждениях, который приведет к приватизации и коммерциализации высшей школы, и уменьшение бюджетных мест в вузах, и закрытие сельских школ, и сокращение преподавания русского языка и литературы. И, конечно, Единый госэкзамен – эта, с одной стороны, кормушка для чиновников, с другой – средство оглупления подрастающего поколения. Способ выращивать из него иванов, не помнящих родства.
И вот новая, если хотите, диверсия – «двухуровневая система», с которой недавно министр А .Фурсенко имел честь нас познакомить. Согласно этому «великому почину», отныне высшее образование расчленяется на две ступени. Первая – «бакалавриат» со сроком обучения 3-4 года в зависимости от специальности. Вторая – двухлетняя «магистратура», либо подготовка «специалиста» в течение 5 лет.
Прием на обучение в вузы по программам «бакалавриат» и «специалист» останется традиционным. А вот зачисление в «магистратуру» станет возможным только после получения степени «бакалавра». В аспирантуру будут принимать только «магистров» или «специалистов».

«После консультаций с бизнесом…»

Слушала я министра и не могла понять одного: зачем? Для чего, во имя каких высших целей и ценностей ломается лучшая в мире система высшего образования? Разговоры об «общеевропейских стандартах», «путешествии наших студентов из Москвы в Сорбонну», «вхождении в Болонский процесс» – это все от лукавого. Кто доказал ущербность или неполноценность выпускников наших вузов? Никто! Наоборот, на Западе и в США они в большой цене в силу своей универсальности, способности быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, принимать оптимальные решения и решать самые сложные задачи.
Наша высшая школа никогда не готовила узкого специалиста, она всегда формировала человека. Личность. Патриота и гражданина. Профессиональные знания и навыки у нас никогда не рассматривались отдельно от человеческих качеств.
Задала я этот вопрос и самому г-ну Фурсенко. И когда в десятый раз услышала из его уст слова «потребности рынка», «совместная работа с бизнесом», «наши консультации с Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП)», наконец, кое-что уразумела. Министерская «расчлененка» – все тот же курс на деление наших детей на «белую кость» и «черную». На приспособление вузов страны к запросам олигархов, привязку к сырьевому сектору экономики, которая, по сути, давно стала колониальной.
Казалось бы, действующий закон «Об образовании» предусматривает и «бакалавриат», и «магистратуру». Но они не навязываются в обязательном порядке. Теперь количество и специализацию «магистров» и «бакалавров» вузам будут диктовать из «Белого дома» и «профсоюза олигархов», как еще называют РСПП.
Уже сегодня не скрывается, что «магистратура» станет в основном платной. Ее диплом получат отпрыски состоятельных родителей, которым место под солнцем и без того обеспечено. Детям из семей рабочих и служащих уготована участь бакалавров-недоучек, которым после окончания учебы придется так же мыкаться в поисках работы. К тому же «магистратуры» смогут иметь только столичные вузы, которые и будут устраивать жесткий конкурс. В результате система высшего образования окончательно разделится по принципу «для патрициев» и «плебеев». риведет к дискриминациишему разделению системы образования по принципу "ач. тва образования.
атуры устанавливаетс
Один из мифов насильственно насаждаемого ЕГЭ заключался в том, что «любой мальчик из далекого аймака сможет поступить в любой столичный институт». Нынешним летом МГУ и многие московские вузы отказались принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ. Другие ввели такие высокие шкалы пересчета, что «пятерка» в периферийной школе стала у них «двойкой». Оттого и не смогли поступить в институты Москвы тысячи талантливых ребят из простых семей. С введением «двухуровневой системы» они окончательно отделяются от полноценного высшего образования еще и высоченным денежным забором.
Я убеждена: введение «двухуровневой системы» нанесет сокрушительный удар по фундаментальности отечественного высшего образования. Ставка на «бакалавров» приведет к катастрофическому снижению уровня подготовки специалистов. Страна будет получать не высококвалифицированных врачей, а фельдшеров, не инженеров, а лаборантов, не экономистов, а бухгалтеров и т.д.

Курсом отупления

А как вузовская общественность встретила очередную разрушительную новацию г-на Фурсенко? Эксперты утверждают: почти 80% российских вузов настроено против внедрения «европейской системы образования». Многие преподаватели удивляются: почему образцом для подражания выбрана именно Западная Европа? Удивляются и в самой Европе: зачем вы ломаете свою годами сложившую отличную систему образования?
Против введения системы двухуровневого образования в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий.
– Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила представителям СМИ пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Схему «бакалавриат» – «магистратура» будет крайне трудно реализовать на российской почве. На бакалавра учатся 3-4 года. В России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов.
А вот мнение президента Всероссийского фонда образования, доктора педагогических наук профессора Сергея Комкова:
– К зарубежной системе образования мы не приблизимся ни на шаг, да и за границей наших студентов никто привечать не собирается. Начать с того, что у нас с европейцами не согласованы образовательные стандарты и даже нет единых учебных курсов. За границей котироваться такие студенты, безусловно, не будут. Поэтому громкие слова об их «мобильности», «возможности обучаться в сорбоннах» – всего лишь розовые мечты чиновников, вполне, может быть, даже хорошо проплаченные.
В общем, анализируя деятельность выпускника Гарвардского университета г-на Фурсенко на посту министра, все отчетливее видишь: систему высшего образования он рассматривает исключительно как конвейер по подготовке узких специалистов, необходимых для сиюминутных потребностей нашего «бандитского капитализма». Идеальный выпускник вуза понимается им и его «партнерами из бизнеса» как своего рода киборг (кибернетический организм). Как бессловесное приложение к станку, нефтяной вышке, трубе, компьютеру, способное лишь «квалифицированно выполнить свою функцию». Остальные специальности, в том числе и гуманитарные, – для них балласт.
И неудивительно, что разгром высшей школы происходит под флагом национального проекта «Образование». «Герострат» Фурсенко в тоге «реформатора» – это ли не горькая ирония наших дней?

Нина ОСТАНИНА,
зампредседателя комитета Госдумы
по делам женщин, семьи и детей

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. XI Форум регионов Беларуси и России официально завершился
  2. Путин подписал указ о доплате участникам СВО по контракту
  3. Белорусский дивизион РСЗО «Полонез» вышел с полным боекомплектом к госгранице с Украиной
  4. Мезенцев назвал значимым идею введение тематического года в Союзном государстве
  5. Представлен первый электросамокат для ДПС
  6. Песков: Не думаю, что вы ожидаете, что президент России мог бы поставить будильник, проснуться под утро и смотреть дебаты в США
  7. Матвиенко: Все союзные программы реализуются успешно
  8. Лукашенко предложил сделать инновации движущей силой экономик Беларуси и России
  9. Лукашенко: У Беларуси и России есть все необходимое для внедрения инноваций
  10. Лукашенко: Вопреки внешнему давлению Беларусь и Россия развивают союзную интеграцию
  11. Лукашенко: Братским народам надо быть плечом к плечу
  12. Путин: Нынешний форум посвящен роли межрегионального сотрудничества в построении инновационной экономики Союзного государства
  13. Лукашенко отметил роль городов, в которых проходит XI Форум регионов
  14. ГШ поручили предложить меры реагирования на провокации США над Черным морем
  15. В Минске располагают сведениями о нахождении на украинско-белорусской границе так называемого Русского добровольческого корпуса*

Парламентское Собрание

В первом чтении принят законопроект об ужесточении миграционной политики в России

МВД получит право самостоятельно принимать решение о выдворении нарушителей-иностранцев из страны, сейчас это возможно только через суд

МНЕНИЯ

«Ястреб» из Жлобино

Анатолий Заусайлов

Юный хоккейный талант из Беларуси может стать звездой НХЛ

Старики-разбойники делят США

Михаил Васильев

Глядя на дебаты Трампа и Байдена, жалко в первую очередь саму Америку

Запад продолжает городить санкционный забор

Олег Зинченко

Вышла в свет 14 часть сериала «Уничтожь Европу разрушая Россию»

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также