Солдат вернулся домой
Экскурсию для «СВ» провели создатели памятника
Даже на стенах кафе – схемы боевых операций. Фото: социальные сети Андрея Коробцова
Живые цветы павшим бойцам
Перед церемонией я волновался, и довольно сильно. Такое чувство всегда возникало перед важными событиями в жизни. Для меня открытие Ржевского мемориала - из этого ряда. На этом месте возле трассы М-9 за последние полтора года я бывал не один раз. Впервые, когда тут, возле деревни Хорошево, в чистом поле гулял только ветер и два десятка журналистов. И верилось с трудом, что скоро здесь воздвигнут грандиозный памятник. Приезжал и в начале зимы, когда скульптура солдата укуталась в леса и укрылась баннерами. К весне памятник был уже готов, а на территории вокруг еще кипела работа, но становилось очевидно, что мемориал состоялся.
Это было в середине апреля. Ясно, что к юбилею Победы успели. Однако открытие, намеченное на 9 Мая, из-за ковида перенесли в итоге на 30 июня. Эта почти «коронавирусная» пауза тянулась особенно долго (а вот 2,5 часа дороги пролетели на этот раз совсем незаметно). Думаю, в первую очередь для авторов мемориала, скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина. Они, кстати, сами до последнего не видели его во всей красе - без лесов.
КУСОЧЕК ОБОЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ
Памятник действительно гигантский. Но несмотря на то, что скульптура поднялась на 25 метров в высоту да еще и стоит на 10-метровой насыпи, она не кажется громоздкой, скорее воздушной. Территория мемориала тоже немаленькая, четыре гектара. И это не только сама фигура солдата, но и входная группа, площадь, а также музейный павильон. Снаружи они покрыты плитами из «бархатно-ржавой» кортеновской стали. На таких же плитах выбиты фамилии семнадцати тысяч бойцов. Экскурсию по этой территории для «СВ» провел автор проекта Константин Фомин:
- У павильона две функции: первая - утилитарная, вторая - информационно-познавательная. А после осмотра человек, приехавший издалека, сможет тут даже перекусить. В павильоне есть кафе.
Но и оно не выбивается из общей темы. Декор в буфете - схемы четырех ржевских операций. Таких фишечек тут много. Некоторые стены покрыты настоящим мхом, - по замыслу авторов, они должны отдаленно напоминать армейский блиндаж.
Есть зона ресепшен и выставочная часть: мультимедийная экспозиция. Тут нет исторических артефактов или документов, как в классическом музее. Рабочее название экспозиции - «Военно-фронтовой альбом». На стенах закрепили короба, имитирующие страницы дневника. На них вместо строчек проецируются ролики, один из которых рассказывает о Ржевской битве, другой - это кадры с фамилиями и фотографиями солдат, воевавших на Калининском фронте.
Звучит здесь, конечно, и то самое стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом». В этом месте строчки «Мы за Родину пали, но она спасена» воспринимаешь как-то по-особому.
В зале стоит макет Ржевского мемориала, в полу выкопана яма, закрытая стеклом.
- Это имитация фронтовой обожженной земли. Наши бутафоры взяли элементы солдатской амуниции и вооружения и из этого создали поле боя, засыпанное пеплом и землей, - рассказывает Константин. - На потолке словно воронки после взрывов.
Авторы монумента Константин Фомин и Андрей Коробцов на высоте 35 метров. Фото: социальные сети Андрея Коробцова.
ВДОЛЬ КРАСНОЙ ЛИНИИ
Стойка ресепшен вся «ломаная» и тоже «ржавая», как и стены входной группы. Сзади нее панно с журавлями. Они здесь везде. Не только уносят солдата в небо (эта удивительная задумка авторов в свое время принесла им победу в конкурсе), даже в окнах павильона можно разглядеть величавых птиц.
В залах - четыре сенсорных столбика, к ним может подойти каждый посетитель. Узнать историю Ржевской битвы и создания самого памятника. Можно вбить фамилию родственника, воевавшего подо Ржевом, увидеть его боевой путь.
- Сейчас собираем большую базу фотографий. Каждый может прислать снимки родных, сражавшихся на Калининском фронте, в Военно-историческое общество. И их разместят в павильоне, тут будет экспозиция, которая должна постоянно обновляться, - говорит архитектор. - Наше с Андреем Коробцовым общее мнение: мы старались критически смотреть на свою работу, осознавали ошибки и недочеты, но вышло в итоге все удачно. Недавно сопоставляли, что было на этапе проектирования и лепки и что сейчас - получилось очень точно. Хотим сделать коллаж из двух частей: что задумывалось и что создали в конце концов.
Мы уезжаем из-под Ржева засветло. Немного жалко. Иллюминация включается ночью. А это и светодиодная брусчатка, и красная лента вдоль подпорных стен, высвечивающая место для возложения венков. Но главное - подсветка всей скульптуры. Специальные прожектора везли из Италии: они освещают фигуру, а над ней образовывают пирамиду из четырех лучей, выстреливающих в одну точку.