Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Сергей Жилин: Музыка в кино - фантастика

Пианист, дирижер, руководитель оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» рассказал о концерте в День Союзного государства и о своем отношении к важнейшему из искусств

На экране разворачиваются захватывающие истории, а оркестр их оживляет. Фото: БЕЛТА

ПРОВАЛИТЬСЯ В ДРУГОЙ МИР

- Когда говорят о кино, сразу вспоминаю детство, открытый кинотеатр (сейчас это особенно актуально) в Судаке, где мы отдыхали с отцом, и вечерние сеансы - «Пираты XX века» и «Мерседес» уходит от погони». А у вас какие первые воспоминания о кино?

- В детстве оказаться в кинотеатре было настоящим праздником! Мы ходили в «Витязь» - это был огромный зал с ужасно неудобными сиденьями и звуком не самого высокого качества, но тогда такие мелочи не мешали. В основном вспоминаются фильмы о военном времени. Там я первый раз посмотрел «Освобождение». Вообще мне всегда нравилась фантастика: «Отроки во вселенной», «Через тернии к звездам». Там не было особых спецэффектов, но содержательная часть «вытаскивала» фильмы, они производили впечатление. И тогда, и сейчас кино для меня - это другой мир, в который я всегда рад попасть, пожить жизнью персонажей, испытать новые эмоции.

- Есть ли у вас любимые картины, которые готовы пересматривать? Например, чтобы поднять себе настроение?

- Все фильмы Эльдара Рязанова, Марка Захарова, безусловно. И легендарные советские комедии: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи». Еще всегда с удовольствием смотрю ленты с Евгением Леоновым, Евгением Евстигнеевым - это высочайшего ранга артисты, их работы - настоящее искусство.

- А любимые мелодии есть, которые, может быть, иногда напеваете?

- По-разному, зависит от настроения. Чаще всего - то, над чем работаешь.

ВОЗВРАЩЕНИЕ «СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПКИ»

- В советское время музыка для кино была отдельным жанром. Перечислять композиторов, создававших шедевры для кинематографа, можно бесконечно: Андрей Петров, Михаил Таривердиев, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов, Максим Дунаевский… Какие имена! Даже в перестройку многие о группе «Кино» узнали из фильма «Асса». А сейчас, мне кажется, этот жанр уходит в тень. Нет музыкальных кинохитов. Или это не так?

- Это очень специфический жанр. Такие мелодии должны в первую очередь помогать видеоряду, оживлять действо на экране. Если при этом они становятся отдельным цельным музыкальным продуктом - это, конечно, успех. Большинство композиторов мечтают стать соавторами фильма. Но сегодня киномузыка выполняет свою исходную функцию - и прекрасно с этим справляется. Мне многое нравится в современном кино, саундтреки в том числе. Что касается хитов - видимо, такой этап развития, когда музыка прежде всего играет роль эстетического сопровождения.

- Раньше она вполне могла спасти плохой фильм. Я, например, некоторые фильмы пересматриваю только ради их саундтрека.

- В этом случае я бы лучше послушал отдельно хорошую музыку, не тратя время на скверное кино.

- Почему практически исчезли музыкальные комедии, вроде той же «Соломенной шляпки» с Андреем Мироновым или «Мы из джаза»?

- Мне кажется, это просто такой период развития. Как и мода, кино видоизменяется, появляются новые направления. Что-то возвращается со временем - и я уверен, что музыкальные фильмы еще будут снимать, обязательно придумают что-то оригинальное. Вспомните «Стиляг» Тодоровского - это же великолепная картина!

- Какие произведения входят в программу вашего концерта «Живая музыка кино»?

- Мы подобрали очень широкий репертуар - Александр Цфасман, Александр Зацепин, Андрей Петров, Геннадий Гладков и другие. Будут также песни и музыка из зарубежных фильмов.

- В ваших концертах участвуют профессиональные актеры, в том числе Дмитрий Певцов, Евгений Дятлов. Как вы относитесь к поющим актерам - не отбирают они хлеб у певцов?

- Нет, конечно. У каждого свои задачи. Актерам как раз чаще всего удается глубже проникнуть в суть произведения, более убедительно донести до слушателя материал. И этому нужно учиться певцам, обязательно заниматься актерским мастерством.

- Любите выступать в Беларуси?

- Нравится выступать там, где нас ждут. Витебск - один из таких городов. Когда чувствуешь эмоциональную отдачу зала, восторженную энергетику публики, хочется приехать вновь.

- Сколько раз выступали на «Славянском базаре»?

- Это будет уже пятый раз. И каждый концерт был особенным.

- В чем особая аура фестиваля, на ваш взгляд?

- Это место - квинтэссенция музыки и дружбы. Здесь каждый чувствует себя дома, откуда бы он ни приехал. Свобода творчества, искусства. Такое редко где встречается, поэтому «Славянский базар» будет жить еще очень долго, в этом я уверен.