Вот такая свистопляска
Жителей Синеокой хотят познакомить с дымковской игрушкой
Фото: dymkovo.com
СЛЕПИЛИ ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО
Cмотришь на этих сказочных лошадок, птиц, барынь - и глаз радуется. А как иначе, ведь и сам промысел возник благодаря празднику «Свистуньи-свистопляски» - дню поминовения погибших в Хлыновском побоище, когда вятчане по ошибке стали воевать с прибывшим к ним на помощь ополчением из Великого Устюга. В этот день, в четвертую субботу после Пасхи, в Вятке проводилась ярмарка. На нее-то и везли мастерицы из Дымкова на лодках через реку свои глиняные работы - в первую очередь расписные фигурки. О празднике уже никто не помнит, кроме искусствоведов, а игрушка осталась. И свистульки у дымковцев в большом ассортименте - до сих пор.
Никто точно не знает, сколько лет промыслу. Слобода Дымково на низком берегу Вятки возникла в XV или XVI веке. Со временем там осели глиняных дел мастера, благо материала хватало. Игрушек того времени, увы, не сохранилось. Самые ранние из дошедших до наших дней - конца XIX века.
Сейчас от слободы осталось одно название, она уже часть города Кирова, бывшей Вятки. А сам промысел еще в 80-х годах прошлого века переехал в областной центр, на улицу Свободы. В ХIX веке тут царил семейный подход: одни копали и месили глину, другие лепили, сушили и красили игрушки. Девочек (работали тут преимущественно женщины) привлекали к труду с пяти лет: что могли, то и делали, помогали мамам и бабушкам. Но в XX веке от этого ушли. Сейчас мастера делают игрушки сами от и до.
ЖЕНСКОЕ ЭТО ДЕЛО
В конце XIX - начале XX века в Дымкове работали до 50 семей, сейчас - 12 - 15 мастериц. Самой старшей - 80 лет, молодой - 25. Есть и современные династии, правда не из местных, а из приехавших в город. За свою историю дымковская игрушка, как и любой народный промысел в России, пережила немало падений и взлетов. Были и годы забвения, и времена побед на международных выставках.
- На «Славянском базаре» мы бы хотели показать разнообразие женских образов, сформировавшихся на протяжении прошлого века. Наших барынь мы разделяем на городских и деревенских. Есть образы нянь, водоносок, хозяек с хлебом и солью. Будут даже индюки: еще один козырный герой дымковской игрушки. Птица с распустившимся хвостом, важная и красивая, все перышки у нее лежат аккуратно, - рассказывает руководитель «Дымковской игрушки» Надежда Менчикова. - Еще покажем коней и оленей - символы Солнца, творческие композиции, связанные со сказками, повседневной жизнью. Хотя все они выполнены в рамках традиций, у каждого автора есть свой почерк, предпочтения по цвету и орнаменту. У нас преобладает теплая цветовая гамма: желтый, оранжевый, красный. Но рядом с ними есть и холодные оттенки, чтобы было красиво. Тут каждая мастерица варьирует сама.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ЗОЛОТАЯ БАРЫНЯ
Работа над игрушкой весьма трудоемкая. Две недели идет лепка: куски глины раскатывают в шарики, из них создают отдельные детали фигурки - конусообразную юбку барыни, ручки-«колбаски» - это фишка Дымкова. Затем - сушка и обжиг в электрических муфельных печах при температуре 900 градусов. Дальше - побелка и роспись темперными красками. Мастерицы добавляют в них яйцо, как и сто лет назад. От этого, говорят, фактура у краски становится другая. Наконец, игрушка украшается поталью - заменителем сусального золота, для блеска, как и положено маленькому шедевру.