[45] Экологически чистый выхлоп
Ученые всего мира долгие годы пытаются написать оригинальную и эффективную топливную формулу. Между тем в России альтернативное нефти горючее уже существует. О перспективах, которые открывает перед человечеством новое экологически чистое топливо, рассказывает один из его разработчиков доктор химических наук, профессор Института нефтехимического синтеза РАН Юлий КОЛБАНОВСКИЙ:
– В чем преимущество нового горючего?
– Оно не содержит серы, у него экологически чистый выхлоп. С точки зрения экологии преимущество бесспорно. Правда, теплотворная способность диметилового эфира примерно в полтора раза меньше, чем дизельного топлива. Но это вряд ли может служить серьезным препятствием для его массового использования.
– И где можно применять такое топливо?
– Во-первых, в мегаполисах. Вы не раз видели на улицах наших городов, как отъезжающий от остановки автобус оставляет за собою ядовитый черный шлейф. Автобусы, работающие на новом топливе, не будут так страшно дымить. Это касается и большегрузного транспорта для дальних перевозок. А еще новое топливо найдет применение в шахтах, где есть опасность выбросов метана и нельзя пользоваться электродвигателями. В Кузбассе, по статистике, каждый миллион тонн угля – это человеческая жизнь. Поэтому в шахтах давно пора заменить обычные дизели на дизели с новым топливом, которое не взрывоопасно.
– Как из природного газа производится диметиловый эфир?
– Сначала из природного газа надо получить так называемый синтез-газ – смесь водорода и оксида углерода. На эту стадию приходится около 60% всех капиталовложений в процесс. Мы испытывали различные методы получения синтез-газа в химических реакторах, созданных на базе энергетических установок. В этом участвовали в той или иной мере несколько организаций, в том числе Институт прикладной физики в Нижнем Новгороде, ракетно-космическая корпорация «Энергия» и другие. В результате получился оригинальный химический реактор на базе ракетных технологий. В этом плане, как говорится, мы впереди планеты всей. Теперь у нас все готово для промышленного производства нового топлива.
– Где лучше создавать такие заводы?
– В первую очередь рядом с мегаполисами, а также там, где нефти нет, а газ есть и имеются сложности с его транспортировкой. Потому что транспортировать жидкость гораздо легче и дешевле. Например, у нас очень много газа на Севере. И год от года все большая доля газа, производимого в России, будет смещаться в северные широты. Есть отдаленные районы, лишенные своих нефтяных источников. Возьмите такую колоссальную территорию, как Республика Саха. Ближайший к ней нефтеперерабатывающий комбинат – это Ангарский. Приходится везти эшелон с бензином до порта, сливать топливо в резервуарный бак и самоходной баржей направлять по Лене. Затем бензин надо снова выгружать и уже маленькими транспортными судами развозить по притокам. В результате горючее в Якутии стоит вдвое дороже, чем в среднем по стране. Между тем газ в Якутии есть. Дешевле его переработать в жидкое горючее и развозить в цистернах потребителям. По некоторым оценкам, в целом по стране нужно потратить 28 миллиардов долларов, чтобы газ из перспективных месторождений Севера мог «влиться» в существующие газопроводы. Это довольно большая сумма. А если превращать природный газ в жидкость, то его можно транспортировать без строительства новых газопроводов. Получается колоссальная экономия средств. Это проект мирового масштаба. Уверен, за рубежом с удовольствием будут брать нашу продукцию. Сегодня просто нет этого рынка. Нет производства – нет и спроса. Но как только производство появится – моментально найдутся покупатели. Пока рынок альтернативного топлива свободен. Но конкуренты не дремлют. И если мы замешкаемся, то рискуем потерять этот крайне выгодный сегмент.