[45] Как украли удвоение ВВП
Весьма своевременно и явно не случайно президент В.В. Путин назначил главой российского правительства создателя и бессменного руководителя финансовой разведки – В.А. Зубкова, которого лично я знаю как компетентного, умного и весьма опытного государственника. Похоже, наконец-то президент решил очистить доставшиеся в наследство от предшественника российские авгиевы конюшни.
Новый премьер-министр как никто другой представляет себе реальную ситуацию, сложившуюся в экономической сфере. Он способен трезво оценить возможности влияния главных фигурантов отечественной теневой экономики, поскольку немало знает о каждом из них. В связи с этим следует признать данное назначение как одно из самых удачных в новейшей истории России. Пожелаем Виктору Алексеевичу удачи на его новом трудном поприще.
Вместе с тем не будем забывать, что президент В.В. Путин в свое время поставил перед правительством стратегическую задачу – за пять лет удвоить ВВП, и новый премьер вместе с должностью принял на себя и обязательство это реально сделать. Но прежде чем перейти к обсуждению столь сложного вопроса, напомню, что весной этого года власть впервые за последние 90 лет официально заявила о недопустимости дальнейшего углубления раскола в российском обществе через конфликт интересов власти и народа.
Наша задача – помочь власти подвести черту под 15 годами либеральных «реформ» и дать объективную оценку истинных причин их провала, разработать долгосрочную антикризисную программу по выходу из кризиса и осуществить реальную модернизацию страны на принципах консерватизма и уважения собственных тысячелетних традиций.
Для этого необходимо трезво оценить ситуацию, в которой все мы сегодня реально оказались.
Криминальное наследие
В период 2005-2007 годов нашим экспертным сообществом была разработана и апробирована на практике эффективная комплексная система раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики. Созданная на основе современной методологии управления интересами система позволяет выявлять масштабные хищения в объеме 18,3 процента ВВП ежегодно и факты легализации преступно нажитых средств в объеме 12,4 процента ВВП, в том числе и от рэкета, торговли оружием, проституции, незаконного оборота наркотиков и сильнодействующих веществ, незаконной предпринимательской деятельности и т.п.
Для практической апробации экспертно-аналитических и программно-аппаратных средств системы корпоративного аудита «Ариадна» был выбран временной интервал в 60 месяцев 2000-2005 годов, начиная с момента избрания второго президента РФ. Проведенный транзакционный анализ теневого сектора экономики показал, что ситуация унаследована, и это позволяет высказать предположение, что мы имеем дело с негативными системными последствиями периода правления Б.Н. Ельцина. По сути, на основе современных технологий анализировалось криминальное наследие Ельцина в сфере экономики.
Возможности системы были предъявлены ФСФМ (Федеральная служба по финансовому мониторингу), НАК (Национальный антитеррористический комитет), ФСКН (Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков), МВД и ФСБ. Дана профессиональная оценка заложенных в ней возможностей, в том числе в области борьбы с коррупцией и финансированием терроризма.
В результате проведенного анализа массивов информации экономического характера были установлены и документированы факты хищения свыше 15,5 триллиона рублей (27 процентов от суммарного ВВП). Фактически, за малым исключением, речь идет о трех федеральных бюджетах РФ на 2007 год!
Из выявленных 15,5 триллиона рублей хищений, выведенных «в тень» по фиктивным договорам компаниями, по факту хищения 10,5 триллиона рублей (18,3 процента ВВП) имеются необходимые материалы, чтобы предъявить 500 тысячам конкретных фигурантов обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ в мошенничестве и прямых хищениях в особо крупном размере (санкция от 5 до 10 лет) либо по ст. 160, 199 и 201 УК РФ.
В отношении же «отмывания» оставшихся 5 триллионов рублей (8,7 процента ВВП) органам следствия и дознания необходимо провести дополнительную работу по идентификации выявленной цепи криминальных посредников и определению истинных организаторов хищений, осуществлявшихся с применением транзитных фиктивных фирм и фирм-однодневок.
Результаты проведенного нами анализа позволяют полностью опровергнуть расхожее заблуждение, что воровство – это наша национальная болезнь. Совсем не наша!
По сути, наше экспертное сообщество выявило ту часть сырьевой ренты (18,3 процента ВВП), которая находится в нелегальном обороте, а правоохранительные органы документально подтвердили откровенно криминальный характер отмывания данных средств внутри России.
Оказалось, что криминальное наследие Ельцина продолжает жить по вполне определенному закону. Этот закон – закон распределения криминального дохода – гласит: на совести половины процента (0,5 процента) всех выявленных криминальных фирм – как правило, самых крупных компаний страны с западным участием или находящихся под управлением западного менеджмента (всего примерно 2,5 тысячи организаций сырьевой направленности, а с учетом фактора аффилированности – и того меньше) – оказалось свыше 50 процентов всего похищенного. Они воруют внутри России в среднем свыше 1,2 миллиарда рублей каждая.
1 процент – похитили 60 процентов, 2 процента – 70 процентов, 4,5 процента – 80 процентов, 12 процентов – 90 процентов.
А на долю мелких (88-90 процентов) компаний приходятся оставшиеся 10 процентов хищений. На долю каждой из них приходится немногим больше 1 миллиона рублей.
При этом было выявлено 604 банка, каждый из которых позволил по фиктивным договорам вывести в теневой сектор экономики не менее чем по 1 миллиарду рублей, 271 банк – от 10 миллиардов рублей и 35 – свыше 100 миллиардов рублей каждый!
Еще 519 банков попали в группу риска ФСКН, поскольку каждый из них легализовывал больше криминальных средств, чем выводил «в тень». Причем всего 10 банков легализовали более 15 процентов всех преступных доходов, т.е. 2,6 процента ВВП, а 12 вывели в тень 21 процент всего объема хищений, т.е. по 3,7 процента ВВП ежегодно.
Главное – это то самое удвоение ВВП в монетарном исчислении, которое с помощью тяжких и особо тяжких преступлений, по сути, украла российская бизнес-элита. И грош цена, как мы теперь видим, всем аудиторским отчетам российских компаний всемирно известной «четверки», так же как и данным, предоставленным компаниями, вышедшими на IPO. Либо это откровенно некомпетентные заключения, либо, будем называть вещи своими именами, липовые!
Как зло пресечь?
Вместе с тем выявленный нами масштаб уже совершенных тяжких преступлений в сфере экономики, ущерб от которых составляет около четвертой части ежегодного ВВП, переводит проблему в политическую плоскость и делает нецелесообразным применение мер уголовного наказания ко всей совокупности нарушителей. Предлагается создать государственный орган по возврату похищенных средств с аналогом ст. 20 Закона о налоговой полиции и сделать упор в его работе на процедуру деятельного раскаяния.
Выявленные закономерности указывают на логику формирования необходимых институциональных преобразований, изменений в макроэкономической стратегии и социально-экономической политике государства, налоговом, таможенном, валютном и бюджетном законодательстве, адекватных сложившейся ситуации. В сложившейся ситуации речь идет прежде всего не о наказаниях, а о нейтрализации потенциальных источников формирования криминальных активов.
Повторюсь, двухсотая часть (0,5 процента фирм, причем самых богатых) расхитила свыше половины всех средств (50 процентов – 9,2 процента ВВП!). В этот список вошли самые известные нефтяные и металлургические компании. Cледует иметь в виду, что основные средства эти компании выводят «в тень» отнюдь не в России, а за рубежом через систему офшорных фирм. Напомним, о краже и выводе за рубеж 28 миллиардов долларов тем же «ЮКОС». Но и их внутрироссийский криминальный размах поражает.
Государству не имеет смысла сегодня преследовать оставшиеся (87,9 процента всех фирм) мелкие компании и фирмы из конца списка, похитивших всего 10 процентов. Ведь если крупные компании воровали в среднем более чем по 1 миллиарду рублей каждая, то мелкие компании, как мы уже знаем, по 1 миллиону рублей. На практике же, к сожалению, сегодня богатые практически неподсудны, тогда как за все отвечают только бедные. Необходимо прекратить эту откровенно порочную практику.
Марат МУСИН,
доктор экономических наук,
профессор, заведующий кафедрой
антикризисного и стратегического менеджмента
Российского государственного торгово-экономического университета