САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Шума больше, чем реформ

Про проблемы, связанные с переходом на двухуровневую систему образования, сегодня не говорит только ленивый. Но зачастую разговор напоминает спор глухого со слепым. Не совсем обоснованны нападки общественности на активность участия России в Болонском процессе, а ответы Министерства образования и науки порой так туманны.
При этом многие забывают, что лет пять-семь назад открытость российского образования и выход российских выпускников на международного работодателя был главнейшим запросом общества. Пока постараюсь обозначить не различия, а общие позиции в этом споре.
В качестве основного упрека сторонникам двухуровневой системы обучения используется аргумент «качества образования», что будут выпускать «недоучек». Мол, нельзя пятилетний минимум для важнейших профессий сводить к четырехлетнему. Хочу отметить, что двухуровневая система не коснется профессий, требующих непрерывного учебного процесса и подготовка которых требует жесткого квалификационного стандарта вне зависимости от конъюнктуры. Так что врачей и инженеров Болонские соглашения не коснутся. Надо еще понять этот перечень – кстати, это и надо обсуждать с профессионалами и общественностью! Самое главное, что и Министерство свое активное участие обосновывает именно «аргументом качества». С одной стороны, это ответ на вызовы времени, так как большинство выпускников проходят «переподготовку» в рамках корпоративного обучения или дополнительных курсов повышения квалификации. То есть должен быть предусмотрен вариант, в котором выпускник, получивший после четырех лет диплом бакалавра, может заключать контракт на трудоустройство, например, менеджером или же продолжать учебу. Запрос именно на «линейных» специалистов сегодня, как известно, велик. Посмотрите объявления – нужны «менеджеры», «специалисты по продажам», администраторы. Или же выпускник продолжает дальнейшее обучение в магистратуре для более углубленного изучения предмета, и трудоустройство этого специалиста будет возможным не только в России. Ситуацию «ненужного образования», когда математики шли в сторожа и дворники, химики – в «сэйлеры», тоже нормальной не назовешь.
Второй аргумент министерства – это возможность подключения корпораций и государства в качестве партнеров и участников, работодателей, формирующих запрос на конкретные навыки. На базе четырехлетнего минимума возможно в дальнейшем формировать гибкую систему «спрос – предложение» между работодателем и выпускником. В этом смысле система двухуровневого образования частично решает проблему исчезновения дополнительного образования.
Так или иначе, проблема министерства – разъяснить смысл Болонских соглашений и пролить свет на те предпосылки, что привели к этому. У меня не меньшие претензии в этом к министерству, чем у ученых и преподавателей вузов. Но я-то понимаю, какие факторы брались в расчет.
Мое личное мнение остается неизменным. Двухуровневая система может ударить по качеству образования и привести к диктату корпораций в вопросах содержания образования, это так. Вероятно очень жесткое разделение на выпускников с «незаконченным высшим» и «полноценным высшим» образованием. При этом во многих российских вузах сами критерии образованности остаются неизменными вот уже тридцать лет – не думаю, что это нормально. Выпускники либо переучиваются на предприятиях, либо идут работать независимо от специальности, диплом выступает эдаким «джентльменским набором». Нередко последний год студенты давно уже работают и посещают занятия «для галочки». В этом смысле «болонские» критерии образования смогут дать понятную картину качества подготовки наших студентов.
Двухуровневая система образования существует в Европе и Америке, но национальные традиции и особенности она не «сглаживает». По-прежнему во Франции учат иначе, чем в США. Нужна не «оборонительная позиция», а установка на экспансию. В этом смысле надо воспринимать Болонские соглашения не как направленные против отечественных традиций образования, а как дополнительную возможность для экспансии русскоязычной науки.
С учетом нашей бюрократии и общей инерционности системы образования, шума вокруг реформ образования больше, чем самих реформ.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Раскрыты активы проходящего по делу парка «Патриот» генерала
  2. Провалившая гендерный тест боксерша потребовала перестать оскорблять ее
  3. Лебедев: ВС РФ ударили по аэродрому для F-16 в Николаевской области
  4. Александр Лукашенко освободил от должности посла Беларуси в ОАЭ
  5. Белорусские военные примут участие в совместных учениях в России
  6. Путин оценил идею дать участникам СВО проходить реабилитацию с женами
  7. Посол Беларуси в РФ Рогожник встретился с госсекретарем Союзного государства Мезенцевым
  8. Вячеслав Володин: Из 90 пунктов Послания Президента выполнено больше половины
  9. Директор парка «Патриот» Вячеслав Ахмедов задержан по делу о мошенничестве
  10. Гетта: Сегодня в Азове состоялось торжественное открытие бюста выдающегося флотоводца, святого праведного воина Федора Федоровича Ушакова
  11. В Госдуму внесен законопроект о бесплатном питании для всех школьников
  12. Владимир Путин провел встречу с Валентиной Матвиенко и Вячеславом Володиным
  13. Подполье сообщило об уничтожении солдат ВСУ у вокзала в Сумах
  14. Владимир Джабаров: МОК вернулся к мрачным практикам времен фашистской Олимпиады
  15. В Молдове от укусов ос умер депутат правящей партии PAS

Политика

Если у домов сорвало крышу - починят. Если у воров — посадят

В Мозырском районе Александр Лукашенко проверил ход работ по устранению последствий разгула стихии

МНЕНИЯ

Дифирамб о боссе спела вдруг Пелоси

Олег Зинченко

Экс-спикер Палаты представителей США предложила поставить Байдена в ряд величайших президентов своей страны

Организаторов Олимпиады в Париже накрыло скорбное бесчувствие

Олег Зинченко

Бах и компания перестали реально воспринимать происходящее

Серебряный заезд Золотого

Анатолий Заусайлов

Белорусы на Олимпиаде опережают по числу наград многие сборные, в том числе, и Украину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также