Ученью – свет
Как отметил в приветствии участникам семинара председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси, первый заместитель председателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России Владимир Коноплев, благодаря усилиям депутатов Парламентского Собрания осуществляется взаимовыгодное сотрудничество субъектов образования обеих стран, развивается взаимодействие в области учебно-методической и научно-исследовательской работы. В рамках союзного бюджета сегодня реализуется 11 совместных образовательных программ и мероприятий. Белорусские и российские граждане имеют равные права на получение бесплатного профессионального технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования. Осуществляется обмен делегациями ученых, педагогов и школьников, установились прочные связи между учреждениями образования Минска и Москвы, а также Витебской и Псковской, Могилевской и Смоленской областями. Заключено более 150 договоров о сотрудничестве на межправительственном, ведомственном и межвузовском уровнях.
Вместе с тем, на семинаре было отмечено, что работа по созданию единого образовательного пространства неоправданно затянулась. На повестке дня очень много вопросов, требующих незамедлительного решения. Ведь технологии на производстве развиваются намного быстрее, чем в образовательной сфере.
Или еще один вопрос, который нынче активно обсуждается специалистами: с какого класса начинать преподавать информатику. Некоторые российские учителя предлагают данный предмет включить в учебные программы с третьего класса. В Белоруссии же придерживаются иного мнения, считая, что к этому возрасту ребенок ни физически, ни морально не готов осваивать столь сложный предмет.
Отдельного внимания требует проблема гармонизации нормативно-правовой базы.
Участники семинара считают необходимым продолжить практику создания совместных учебных заведений. Кроме того, предложено проводить совместные инспекции по аттестации вузов с целью выработки единого критерия аттестации. Должны быть приняты соответствующие правовые акты, позволяющие осуществлять деятельность субъектов образования Беларуси и России.