Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Мина сбила с головы пилотку

Самыми почетными гостями на параде были ветераны-фронтовики. Среди них – 95-летний Алексей Кужильный. Возраст его не берет – подтянут, энергичен, много улыбается. Владимир Путин поприветствовал его и пожал руку

ФОТО: Алексей Никольский/ТАСС

«В БРОСОК ВЛОЖИЛ ВСЮ НЕНАВИСТЬ»  

В Москву он приехал из города Ясиноватая в ДНР. Человек уникальной судьбы, Кужильный был среди тех солдат, кто на легендарном Параде Победы 24 июня 1945 швырнул к подножию Мавзолея флаги разгромленных фашистских соединения.

- Утром, часов в восемь, 24 июня наш особый батальон построили недалеко от Спасских ворот лицом к Историческому музею. Небо, совсем некстати для такого знаменательного дня, заволокло сплошными тучами. Шел дождь, но на душе у нас все равно было празднично, - вспоминает Алексей Николаевич. – Подъехал грузовик. Стали раздавать фашистские знамена. Мне достался штандарт танковой дивизии. Дубовое древко, само знамя – из шелка ручной выделки, с красной каймой и свастикой в середине белого круга.

Во время исторического марша, бойцы, по его словам, несли фашистские флаги горизонтально, засунув за ремень большой палец. Не доходя метров пятидесяти до Исторического музея, всем батальоном повернули налево, прошли несколько метров, опять налево - и по прямой к Мавзолею. Поравнявшись с ним, сделали поворот направо и замедленным шагом, шеренга за шеренгой, подходили и швыряли к его подножию поганые тряпки.

- Я в свой бросок вложил всю ненависть, накипевшую к фашистам за войну, - говорит ветеран. – Вернулись в часть на праздничный обед. А потом все получили увольнительные до утра. И мы с ребятами поехали опять на Красную площадь, где ликовал народ, вспыхивали разноцветные лучи прожекторов и красочные фейерверки. Все были счастливы, наверное, как никогда в жизни.


НА ВОЙНЕ - КАК НА ВОЙНЕ

Но прежде, чем этот счастливый день наступил, фронтовикам пришлось пройти через четыре года кровавых сражений. Наш герой попал в действующую армию в сентябре 1941 года 16-летним мальчишкой. Схитрил, накинул себе лишних два года. Стал сапером-минером. С обмундированием было туго – зимой вместо маскхалатов использовали обычные простыни. При обороне Ростова служил в заградотряде.

- Только не путайте с теми, что стояли за спиной наших солдат, шедших в атаку. – уточняет ветеран. – Мы боролись с немецкими танками. Если они на каком-то участке прорывали фронте, мы на грузовиках тут же неслись туда и ставили заряды, чуть не под самым их носом. Нахальное минирование называлось.

Потом был Северный Кавказ. Фашисты осатанело рвались к нефти. Бои шли кровавые. В одном из них Кужильному едва голову не оторвало. Попали под минометный обстрел. Вдруг что-то чиркнуло его по голове, сбив пилотку, и врезалось в землю у самых ног. Мина! Чудо, что не взорвалась. На войне, как на войне.

Попал в саперный взвод войск НКВД. Разминировал поля и деревни на освобожденной Волыни, гонял по лесам бандеровцев. В числе особо отличившихся его направили в Москву в Краснознаменную дивизию внутренних войск имени Дзержинского. Из ее бойцов и был сформирован тот самый батальон для особой миссии на Параде победы – швырнуть к Мавзолею фашистские знамена.

- Сколько лет прошло, а помнится все, как вчера. – говорит ветеран. – Очень счастлив, что дожил до таких лет и снова попал в Москву на парад Победы. Точно день в день, как тогда в сорок пятом. Мы разгромили фашизм и взяли Берлин. И эту правду у нас никому никогда не отнять.