САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

«Ампутация» Дальнего Востока

Из 100 млрд рублей, которые Президент в своем Послании к Федеральному Собранию предложил дополнительно израсходовать на эти цели, 20 млрд Министерством транспорта предполагается потратить на ремонт улиц в 59 областных и краевых центрах с населением менее 1 миллиона человек, еще 20 млрд – на завершение строительства мостов, начатых еще в советское время.
А основная часть этих средств – 60 млрд рублей – будет вложена в реконструкцию федеральной трассы «Дон» – главного «курортного пути» к Черному морю в обход Украины. Трасса будет превращена в скоростной 4-8-полосный автобан европейского уровня с разделительными барьерами и вертолетными площадками вдоль трассы – для вывоза разбившихся «горячих голов».
Конечно, иметь такую трассу неплохо – особенно в свете огромного «олимпийского» строительства в районе Большого Сочи. Однако те ли приоритеты расставляет правительство? Ведь, скажем, финансирование строительства автодорог, в которых особенно нуждается восточносибирско-дальневосточный регион, в бюджете РФ 2008 года сокращено примерно на треть.
К чему это ведет?
Вот мнение губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева: «Сегодня Дальний Восток, в том числе Хабаровский край, практически вытеснены из единого экономического пространства России. Если раньше 75% выпускаемой продукции Дальний Восток поставлял на внутренний рынок всей страны, то сегодня – только 10%, и эта доля снижается. Пожалуй, главная здесь причина – сверхвысокие транспортные тарифы, которые в советский период субсидировались государством. Поэтому сегодня мы в большей степени «развернуты», особенно в сырьевых поставках, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Электроэнергия у нас дороже в 2 раза, тепло – в 2,2 раза, чем в среднем по РФ. Плюс чрезмерно высокие транспортные издержки, в сочетании с закрытием или «неразвитием» многих перерабатывающих отраслей ввиду отсутствия спроса в «остальной» России и зарубежье. Поэтому люди в буквальном смысле бегут из края: за последние 10 лет Дальний Восток и Забайкалье потеряли в целом 1 млн 250 тыс. человек – более 12% совокупной численности жителей этих регионов. Одновременно в тех же пропорциях растет там численность оседлых «соседних» иностранцев. Пока нет причин полагать, что такие тенденции изменятся».
Это касается не только автомобильных дорог, но и железнодорожного, трубопроводного транспорта, авиации. БАМ и Транссиб все больше ориентируются на скоростной транзит между Европой и Юго-Восточной Азией, что же касается авиационного транспорта, то его проблемы в современной России и без того хорошо известны, только за Байкалом они стоят на порядок острее и безнадежнее.
Который год идут дискуссии вокруг строительства экспортного нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (Ангарск – Находка). Если точнее, то спорят в основном по его трассе – «заходить» ли ей в Китай (Маньчжурию) или нет. Это при том, что в столь обширном регионе только 3 нефтеперерабатывающих завода, работающих, подчеркнем, на местном сырье. Зато нефтепродукты в Восточную Сибирь, и особенно на Дальний Восток, часто приходится завозить из соседних стран, причем большинство этих продуктов изготовлено из восточносибирской и дальневосточной нефти. Нет в восточносибирско-дальневосточном регионе ни одного сквозного нефтепровода, газопровода, как нет там нефтепродуктопроводной сети. Хотя спрос на топливное сырье и продукты его переработки в этом регионе остается максимальным в РФ. Зато, повторим, дорабатываются проекты экспорта – главным образом нефтяного и газового сырья – в страны Юго-Восточной Азии из Якутии, Иркутской, Сахалинской областей, Хабаровского края. Однако от данных экспортных поставок вряд ли что-то перепадет российским регионам, по территории которых они будут осуществляться: на эти цели ресурсов «может не хватить».
Кстати, в Скандинавии, Северной Америке, Австралии, Китае, ЮАР, Индии. Аргентине, Чили и многих других «протяженных» странах государство прямо или косвенно дотирует транспортное строительство, транспортные тарифы, прежде всего в сообщениях с отдаленными регионами. И, например, железнодорожные перевозки из Калифорнии на Аляску или через всю Австралию зачастую оказываются по цене сопоставимы с поездками на меньшие в несколько раз расстояния. Зато темпы экономического роста Аляски и отдаленных регионов Австралии стабильно выше, чем средние по США и той же Австралии. А доля государственных и государственно-частных капиталовложений в экономике отдаленных регионов США, Австралии и Китая ныне достигает 55-65% в общем объеме капиталовложений в этих регионах. В российских же Восточной Сибири и на Дальнем Востоке этот показатель едва достигает 25%.
По оценкам Минпромэнерго, Минрегионразвития России (2007 г.), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено почти 35% совокупных промышленных запасов нефти и газа в РФ, 70% – гидроэнергетического потенциала, около 65% – руд цветных и черных металлов, почти 60% – лесного, до 40% – химического, примерно 65% – морского биосырья. Уровень же промышленной освоенности этих видов сырья в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке едва превышает 20%. А вот по темпам роста сырьевого экспорта, в том числе нелегального, эти регионы с конца 1980-х – общероссийские лидеры. Так, до 75% ежегодно добываемых на Дальнем Востоке морских биоресурсов и около 60% – лесного сырья перерабатывается в КНР, Японии, на Тайване и даже в Монголии с Северной Кореей.
Между тем, согласно данным организаций ООН по промышленному развитию, по торговле и развитию и Экономической комиссии ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (2006-2007 гг.), за счет поставок российских сырья и полуфабрикатов из соседних регионов РФ на 35-40% обеспечены высокие темпы промышленного и промышленно-экспортного роста в приграничной с РФ Маньчжурии. Китайское же государство, в отличие от современного российского, традиционно оказывает прямую и косвенную поддержку проектам развития науко- и техноемких отраслей не только в Маньчжурии, но и в других отдаленных регионах КНР, которые по темпам экономического роста лидируют в Китае.
Аналитик Цзилунского (Тайвань) центра восточноазиатских и тихоокеанских исследований Люн Вэй недавно высказал автору такое мнение: «Похоже, российские власти рассматривают и соседние дальневосточные страны с точки зрения их снабжения ресурсами российского Дальнего Востока, особенно энергетическими. Ибо почти все региональные проекты нацелены на сырьевой экспорт. Недостаточно учитывается общеэкономическая, в том числе энергетическая, специфика многих дальневосточных стран, давно обеспеченных долгосрочными нефтегазовыми и т.п. концессиями в Юго-Восточной Азии и на островах Тихого океана, стимулирующих импортозамещение и в энергоресурсах. А эффектные действия, внушающие РФ заинтересованность в закупках российского дальневосточного энергосырья, лишь усиливают сырьевой характер не только экономики российского Дальнего Востока, но и экономической политики российского руководства в этом регионе».
Жесткие, но очень похожие на правду слова…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  2. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  3. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  4. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  5. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  6. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  7. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  8. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  9. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  10. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  11. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  12. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину
  13. Песков: В Европе нет единства мнений об отправке войск на Украину
  14. РФ и Беларусь продлевают соглашение о сотрудничестве в нефтяной отрасли
  15. Власти Киева рекомендуют жителям не выходить на улицу из-за ухудшения состояния воздуха

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также