САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

«Ампутация» Дальнего Востока

Из 100 млрд рублей, которые Президент в своем Послании к Федеральному Собранию предложил дополнительно израсходовать на эти цели, 20 млрд Министерством транспорта предполагается потратить на ремонт улиц в 59 областных и краевых центрах с населением менее 1 миллиона человек, еще 20 млрд – на завершение строительства мостов, начатых еще в советское время.
А основная часть этих средств – 60 млрд рублей – будет вложена в реконструкцию федеральной трассы «Дон» – главного «курортного пути» к Черному морю в обход Украины. Трасса будет превращена в скоростной 4-8-полосный автобан европейского уровня с разделительными барьерами и вертолетными площадками вдоль трассы – для вывоза разбившихся «горячих голов».
Конечно, иметь такую трассу неплохо – особенно в свете огромного «олимпийского» строительства в районе Большого Сочи. Однако те ли приоритеты расставляет правительство? Ведь, скажем, финансирование строительства автодорог, в которых особенно нуждается восточносибирско-дальневосточный регион, в бюджете РФ 2008 года сокращено примерно на треть.
К чему это ведет?
Вот мнение губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева: «Сегодня Дальний Восток, в том числе Хабаровский край, практически вытеснены из единого экономического пространства России. Если раньше 75% выпускаемой продукции Дальний Восток поставлял на внутренний рынок всей страны, то сегодня – только 10%, и эта доля снижается. Пожалуй, главная здесь причина – сверхвысокие транспортные тарифы, которые в советский период субсидировались государством. Поэтому сегодня мы в большей степени «развернуты», особенно в сырьевых поставках, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Электроэнергия у нас дороже в 2 раза, тепло – в 2,2 раза, чем в среднем по РФ. Плюс чрезмерно высокие транспортные издержки, в сочетании с закрытием или «неразвитием» многих перерабатывающих отраслей ввиду отсутствия спроса в «остальной» России и зарубежье. Поэтому люди в буквальном смысле бегут из края: за последние 10 лет Дальний Восток и Забайкалье потеряли в целом 1 млн 250 тыс. человек – более 12% совокупной численности жителей этих регионов. Одновременно в тех же пропорциях растет там численность оседлых «соседних» иностранцев. Пока нет причин полагать, что такие тенденции изменятся».
Это касается не только автомобильных дорог, но и железнодорожного, трубопроводного транспорта, авиации. БАМ и Транссиб все больше ориентируются на скоростной транзит между Европой и Юго-Восточной Азией, что же касается авиационного транспорта, то его проблемы в современной России и без того хорошо известны, только за Байкалом они стоят на порядок острее и безнадежнее.
Который год идут дискуссии вокруг строительства экспортного нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (Ангарск – Находка). Если точнее, то спорят в основном по его трассе – «заходить» ли ей в Китай (Маньчжурию) или нет. Это при том, что в столь обширном регионе только 3 нефтеперерабатывающих завода, работающих, подчеркнем, на местном сырье. Зато нефтепродукты в Восточную Сибирь, и особенно на Дальний Восток, часто приходится завозить из соседних стран, причем большинство этих продуктов изготовлено из восточносибирской и дальневосточной нефти. Нет в восточносибирско-дальневосточном регионе ни одного сквозного нефтепровода, газопровода, как нет там нефтепродуктопроводной сети. Хотя спрос на топливное сырье и продукты его переработки в этом регионе остается максимальным в РФ. Зато, повторим, дорабатываются проекты экспорта – главным образом нефтяного и газового сырья – в страны Юго-Восточной Азии из Якутии, Иркутской, Сахалинской областей, Хабаровского края. Однако от данных экспортных поставок вряд ли что-то перепадет российским регионам, по территории которых они будут осуществляться: на эти цели ресурсов «может не хватить».
Кстати, в Скандинавии, Северной Америке, Австралии, Китае, ЮАР, Индии. Аргентине, Чили и многих других «протяженных» странах государство прямо или косвенно дотирует транспортное строительство, транспортные тарифы, прежде всего в сообщениях с отдаленными регионами. И, например, железнодорожные перевозки из Калифорнии на Аляску или через всю Австралию зачастую оказываются по цене сопоставимы с поездками на меньшие в несколько раз расстояния. Зато темпы экономического роста Аляски и отдаленных регионов Австралии стабильно выше, чем средние по США и той же Австралии. А доля государственных и государственно-частных капиталовложений в экономике отдаленных регионов США, Австралии и Китая ныне достигает 55-65% в общем объеме капиталовложений в этих регионах. В российских же Восточной Сибири и на Дальнем Востоке этот показатель едва достигает 25%.
По оценкам Минпромэнерго, Минрегионразвития России (2007 г.), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено почти 35% совокупных промышленных запасов нефти и газа в РФ, 70% – гидроэнергетического потенциала, около 65% – руд цветных и черных металлов, почти 60% – лесного, до 40% – химического, примерно 65% – морского биосырья. Уровень же промышленной освоенности этих видов сырья в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке едва превышает 20%. А вот по темпам роста сырьевого экспорта, в том числе нелегального, эти регионы с конца 1980-х – общероссийские лидеры. Так, до 75% ежегодно добываемых на Дальнем Востоке морских биоресурсов и около 60% – лесного сырья перерабатывается в КНР, Японии, на Тайване и даже в Монголии с Северной Кореей.
Между тем, согласно данным организаций ООН по промышленному развитию, по торговле и развитию и Экономической комиссии ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (2006-2007 гг.), за счет поставок российских сырья и полуфабрикатов из соседних регионов РФ на 35-40% обеспечены высокие темпы промышленного и промышленно-экспортного роста в приграничной с РФ Маньчжурии. Китайское же государство, в отличие от современного российского, традиционно оказывает прямую и косвенную поддержку проектам развития науко- и техноемких отраслей не только в Маньчжурии, но и в других отдаленных регионах КНР, которые по темпам экономического роста лидируют в Китае.
Аналитик Цзилунского (Тайвань) центра восточноазиатских и тихоокеанских исследований Люн Вэй недавно высказал автору такое мнение: «Похоже, российские власти рассматривают и соседние дальневосточные страны с точки зрения их снабжения ресурсами российского Дальнего Востока, особенно энергетическими. Ибо почти все региональные проекты нацелены на сырьевой экспорт. Недостаточно учитывается общеэкономическая, в том числе энергетическая, специфика многих дальневосточных стран, давно обеспеченных долгосрочными нефтегазовыми и т.п. концессиями в Юго-Восточной Азии и на островах Тихого океана, стимулирующих импортозамещение и в энергоресурсах. А эффектные действия, внушающие РФ заинтересованность в закупках российского дальневосточного энергосырья, лишь усиливают сырьевой характер не только экономики российского Дальнего Востока, но и экономической политики российского руководства в этом регионе».
Жесткие, но очень похожие на правду слова…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ушла Светлана Светличная
  2. Путин заявил о деградации отношений Москвы и Берлина по вине Германии
  3. Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США
  4. Беларусь и Китай подтвердили важность дальнейшего построения равной и неделимой архитектуры безопасности
  5. Владимир Путин побеседовал с Шольцем
  6. Нижегородская область выделит 12,2 млн рублей на субсидирование авиарейсов в Минск
  7. Шольц заявил Путину, что конфликт на Украине необходимо завершить, сообщили в кабмине ФРГ
  8. Полковник СБУ Стариков: Украина вынуждена отступать на четырех направлениях
  9. Беларусь и РФ договорились об обмене электронными паспортами техники
  10. Bloomberg: Владимир Путин и Олаф Шольц собираются поговорить по телефону
  11. Forbes назвал внезапный штурм Купянска силами ВС РФ зловещим знаком для ВСУ
  12. В Беларуси не планируют повышать пенсионный возраст
  13. В ООН отметили приверженность Беларуси многосторонним усилиям по борьбе с торговлей людьми
  14. Более тысячи участников СВО подали заявки на программу «Время героев»
  15. Депутаты Госдумы инициировали проверку на тему фиктивных скидок в онлайн-магазинах

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной многодетных семей»

Поддержка бойцов на передовой и их семей, цены на продукты, ужесточение миграционной политики, демография. Темы, волнующие каждого жителя страны, Президент РФ Владимир Путин обсудил в Кремле с лидером ЛДПР, членом Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.

МНЕНИЯ

Горячий ноябрь в Абхазии

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция протестует против ратификации инвестиционного соглашения с Россией

Хамелеон, добра не помнящий

Павел Родионов

Себастьян Коу, глава международной федерации легкой атлетики IAAF, да еще барон к тому же, тот еще хамелеон.

В России вновь заработал крупнейший в мире видеохостинг YouTube

Валерий Чумаков

Всё-таки, когда надо – вертикаль власти работает хорошо. Наглядный пример. 13 ноября Президент России Владимир Путин встретился с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также