САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

«Ампутация» Дальнего Востока

Из 100 млрд рублей, которые Президент в своем Послании к Федеральному Собранию предложил дополнительно израсходовать на эти цели, 20 млрд Министерством транспорта предполагается потратить на ремонт улиц в 59 областных и краевых центрах с населением менее 1 миллиона человек, еще 20 млрд – на завершение строительства мостов, начатых еще в советское время.
А основная часть этих средств – 60 млрд рублей – будет вложена в реконструкцию федеральной трассы «Дон» – главного «курортного пути» к Черному морю в обход Украины. Трасса будет превращена в скоростной 4-8-полосный автобан европейского уровня с разделительными барьерами и вертолетными площадками вдоль трассы – для вывоза разбившихся «горячих голов».
Конечно, иметь такую трассу неплохо – особенно в свете огромного «олимпийского» строительства в районе Большого Сочи. Однако те ли приоритеты расставляет правительство? Ведь, скажем, финансирование строительства автодорог, в которых особенно нуждается восточносибирско-дальневосточный регион, в бюджете РФ 2008 года сокращено примерно на треть.
К чему это ведет?
Вот мнение губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева: «Сегодня Дальний Восток, в том числе Хабаровский край, практически вытеснены из единого экономического пространства России. Если раньше 75% выпускаемой продукции Дальний Восток поставлял на внутренний рынок всей страны, то сегодня – только 10%, и эта доля снижается. Пожалуй, главная здесь причина – сверхвысокие транспортные тарифы, которые в советский период субсидировались государством. Поэтому сегодня мы в большей степени «развернуты», особенно в сырьевых поставках, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Электроэнергия у нас дороже в 2 раза, тепло – в 2,2 раза, чем в среднем по РФ. Плюс чрезмерно высокие транспортные издержки, в сочетании с закрытием или «неразвитием» многих перерабатывающих отраслей ввиду отсутствия спроса в «остальной» России и зарубежье. Поэтому люди в буквальном смысле бегут из края: за последние 10 лет Дальний Восток и Забайкалье потеряли в целом 1 млн 250 тыс. человек – более 12% совокупной численности жителей этих регионов. Одновременно в тех же пропорциях растет там численность оседлых «соседних» иностранцев. Пока нет причин полагать, что такие тенденции изменятся».
Это касается не только автомобильных дорог, но и железнодорожного, трубопроводного транспорта, авиации. БАМ и Транссиб все больше ориентируются на скоростной транзит между Европой и Юго-Восточной Азией, что же касается авиационного транспорта, то его проблемы в современной России и без того хорошо известны, только за Байкалом они стоят на порядок острее и безнадежнее.
Который год идут дискуссии вокруг строительства экспортного нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (Ангарск – Находка). Если точнее, то спорят в основном по его трассе – «заходить» ли ей в Китай (Маньчжурию) или нет. Это при том, что в столь обширном регионе только 3 нефтеперерабатывающих завода, работающих, подчеркнем, на местном сырье. Зато нефтепродукты в Восточную Сибирь, и особенно на Дальний Восток, часто приходится завозить из соседних стран, причем большинство этих продуктов изготовлено из восточносибирской и дальневосточной нефти. Нет в восточносибирско-дальневосточном регионе ни одного сквозного нефтепровода, газопровода, как нет там нефтепродуктопроводной сети. Хотя спрос на топливное сырье и продукты его переработки в этом регионе остается максимальным в РФ. Зато, повторим, дорабатываются проекты экспорта – главным образом нефтяного и газового сырья – в страны Юго-Восточной Азии из Якутии, Иркутской, Сахалинской областей, Хабаровского края. Однако от данных экспортных поставок вряд ли что-то перепадет российским регионам, по территории которых они будут осуществляться: на эти цели ресурсов «может не хватить».
Кстати, в Скандинавии, Северной Америке, Австралии, Китае, ЮАР, Индии. Аргентине, Чили и многих других «протяженных» странах государство прямо или косвенно дотирует транспортное строительство, транспортные тарифы, прежде всего в сообщениях с отдаленными регионами. И, например, железнодорожные перевозки из Калифорнии на Аляску или через всю Австралию зачастую оказываются по цене сопоставимы с поездками на меньшие в несколько раз расстояния. Зато темпы экономического роста Аляски и отдаленных регионов Австралии стабильно выше, чем средние по США и той же Австралии. А доля государственных и государственно-частных капиталовложений в экономике отдаленных регионов США, Австралии и Китая ныне достигает 55-65% в общем объеме капиталовложений в этих регионах. В российских же Восточной Сибири и на Дальнем Востоке этот показатель едва достигает 25%.
По оценкам Минпромэнерго, Минрегионразвития России (2007 г.), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено почти 35% совокупных промышленных запасов нефти и газа в РФ, 70% – гидроэнергетического потенциала, около 65% – руд цветных и черных металлов, почти 60% – лесного, до 40% – химического, примерно 65% – морского биосырья. Уровень же промышленной освоенности этих видов сырья в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке едва превышает 20%. А вот по темпам роста сырьевого экспорта, в том числе нелегального, эти регионы с конца 1980-х – общероссийские лидеры. Так, до 75% ежегодно добываемых на Дальнем Востоке морских биоресурсов и около 60% – лесного сырья перерабатывается в КНР, Японии, на Тайване и даже в Монголии с Северной Кореей.
Между тем, согласно данным организаций ООН по промышленному развитию, по торговле и развитию и Экономической комиссии ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (2006-2007 гг.), за счет поставок российских сырья и полуфабрикатов из соседних регионов РФ на 35-40% обеспечены высокие темпы промышленного и промышленно-экспортного роста в приграничной с РФ Маньчжурии. Китайское же государство, в отличие от современного российского, традиционно оказывает прямую и косвенную поддержку проектам развития науко- и техноемких отраслей не только в Маньчжурии, но и в других отдаленных регионах КНР, которые по темпам экономического роста лидируют в Китае.
Аналитик Цзилунского (Тайвань) центра восточноазиатских и тихоокеанских исследований Люн Вэй недавно высказал автору такое мнение: «Похоже, российские власти рассматривают и соседние дальневосточные страны с точки зрения их снабжения ресурсами российского Дальнего Востока, особенно энергетическими. Ибо почти все региональные проекты нацелены на сырьевой экспорт. Недостаточно учитывается общеэкономическая, в том числе энергетическая, специфика многих дальневосточных стран, давно обеспеченных долгосрочными нефтегазовыми и т.п. концессиями в Юго-Восточной Азии и на островах Тихого океана, стимулирующих импортозамещение и в энергоресурсах. А эффектные действия, внушающие РФ заинтересованность в закупках российского дальневосточного энергосырья, лишь усиливают сырьевой характер не только экономики российского Дальнего Востока, но и экономической политики российского руководства в этом регионе».
Жесткие, но очень похожие на правду слова…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ольга Германова рассказала о гуманитарном грузе для школьников Курской области
  2. Владимир Путин обсудил с Совбезом тему контроля воздушного пространства РФ
  3. Вячеслав Володин проголосовал на выборах в Мосгордуму
  4. Минюст внёс в список иноагентов журналистку Маршенкулову* и ещё трёх человек
  5. Вячеслав Володин провёл встречу с главой Удмуртской Республики
  6. Владимир Путин поручил образовать оргкомитет Национального центра «Россия»
  7. Ставрополье нарастило экспорт в Беларусь на 60% за полгода
  8. На оперную певицу Марию Максакову* завели уголовное дело за призывы к спонсированию ВСУ
  9. Германия планирует поставить ВСУ ещё 77 танков Leopard 1A5
  10. Элла Памфилова: В 49 регионах страны работают избирательные участки
  11. Дмитрий Песков: Личность Владимира Путина – часть политической борьбы в США
  12. За время боевых действий на Курском направлении ВСУ потеряли более 10400 военнослужащих
  13. Золотовалютные резервы Беларуси за восемь месяцев выросли на 7%
  14. Белорусские военные отправились в Россию на боевые пуски ракет
  15. Александр Лукашенко: Национальный исторический музей станет визитной карточкой Беларуси

Парламентское Собрание

Иван Мельников: Российско-вьетнамские отношения сейчас на особом подъёме

Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России рассказал об ожиданиях от предстоящего визита в РФ Председателя Национального собрания Вьетнама

Политика

Что произойдет, если война за Тайвань перерастет в ядерную?

Вашингтон уже вовсю готовит свой народ, что столкновение с Китаем неизбежно.

МНЕНИЯ

Почему в тылу не обучают гражданской обороне?

Олег Зинченко

Когда натовцы одобряют украинские удары своим вооружением вглубь России, ответ на этот вопрос как никогда актуален

Место силы

Вячеслав Володин

Заканчивается  обустройство истока Днепра

В случае с Дуровым парижские правоохранители опозорились по полной программе

Валерий Чумаков

Павел Дуров рассказал, почему вопросы французских следователей вызвали у него искреннее недоумение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также